MENU
Главная » Статьи » О себе... » Публикации

Презентация "Методический потенциал учителя"

Презентация к конкурсу Учитель года - 2017 "Методический потенциал учителя"

Конкурсное задание:

«Методический потенциал учителя»

(Слайд 1)

«Гораздо труднее увидеть проблему, чем решить ее. Для первого нужно воображение, а для второго лишь умение» Бернал Д.

 

«Решение проблемы, есть путь к знанию» Гадамер Х.

 

 Пояснительная записка к презентации

Слайд 2

     Здравствуйте, меня зовут Захарова Яна Валерьевна, я являюсь учителем биологии и экологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п.Горноправдинск, имею высшую квалификационную категорию.

     Окончила Государственный педагогический институт им.Д.И. Менделеева в 1997 году, по специальности биология, квалификация учитель биологии.

      Присвоено почётное звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» в 2011 году. Являюсь победителем конкурса «Лучший учитель Российской Федерации», в 2008 году. Стаж работы в данном образовательном учреждении и по данной должности составляет - 24 года.

Слайд 3

      Строю свою систему образования ориентируясь на требования ФГОС и  в соответствии с планом самообразования по теме: «Формирование компетентностей у обучающихся путём интеграции и дифференциации обучения через использования системно-деятельностного подхода», которая, включает изучение методической литературы, диагностику, опрос, повышение квалификации.

Слайд 4

     Одним из приоритетных направлений в моей работе является всестороннее изучение и реализации технологии проблемное обучения в рамках системно-деятельностного подхода, что соответствует стратегическим ориентирам развития образования  в ХМАО-Югре. Современное школьное образование ориентировано на формирование у учащихся целого комплекса компетентностей: практических навыков, решения проблемных ситуаций, разработка наиболее оптимального и эффективного решения практико-ориентированных задач, способностей применять знания и реализовывать собственные проекты и научно-исследовательские работы, умение работать в коллективе.

Слайд 5

      Целью моего самообразования является выявление и создание условий для развития обучающихся  (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения. Знакомство с передовым педагогическим опытом педагогов-новаторов.

Слайд 6

     Технологию проблемного обучения раскрыли в своих трудах М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Ю.К.Бабанский, Е.Л. Мельникова и другие педагоги-новаторы. С точки зрения М.И. Махмутова, И.Я. Лернера,   организация урока предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение познавательными, коммуникативными и регулятивными УУД, образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

     Проблемное обучение–это технология обучения, направленная в первую очередь на «возбуждение интереса» и на решение интеллектуального затруднения.

Слайд 7

        Цель профессиональной деятельности, тесно связана с эффективностью работы образовательной организации – создать единое образовательное пространство, способствующее   формированию новых подходов к организации учебного процесса. Таким образом, решение проблемных задач представляется мне не просто актуальным инновационным процессом а жизненно необходимым умением современного школьника, будущего выпускника.

Слайд 8

     Разрабатываемые образовательные программы нового поколения полностью соответствуют требованиям предъявляемым ФГОС, направленные на реализацию системно-деятельностностного метода, с использованием технологии проблемного обучения,  проектно-исследовательской технологии, технологии учебного сотрудничества и информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 9

     Моя образовательная деятельность основывается на активном обучении технологии решения проблем. Работа над проблемой чётко соответствует четырём основным этапам:

  1. Проблемная ситуация (возникшие противоречия, различные точки зрения, задача с множеством исходной информацией, противоречий и ошибок) .
  2. Проблема (вопрос, закон, теория, понятие).
  3. Выдвижение гипотез, поиск способов решения проблемы (выдвижение гипотезы, диалог, побуждение к мыслительной деятельности, «мозговой штурм»)
  4. Решение проблемы, общий вывод, рефлексия (анализ, вывод, активизация мыслительной деятельности, мотивация, результат).

Слайд 10

      Если в  классе на уроке возникает проблемная ситуация, то создаётся наиболее благоприятные условия для активизации мыслительных процессов у обучающих, а  познавательные процессы носят преобразующий, продуктивный, творческий характер. Для решения интеллектуального затруднения активно использую технологию интерактивного обучения (групповая форма, технология «плечом к плечу», технология «лицом к лицу» - Сингапурская методика), технологию личностно-ориентированного обучения (игровые технологии, самооценивание, рефлексия, самообразование) и информационно-коммуникационные технологии (виртуальные лабораторные практикумы, различные презентации, интерактивные задания, он-лайн тестирование, работа с интерактивной доской, демонстрация фотографий, таблиц, диаграмм, рисунков, интерактивных моделей), все эти средства позволяют ребёнку решить проблему, поставленную педагогом на определённом этапе урока.

Слайд 11

      На обобщающем уроке по теме «Водоросли» в 6 классе перед ребятами ставится проблемная ситуация: «На столе учителя: банка салата из морской капусты, мороженое, кусочек кожи, банка краски, уксус, сода, мармелад. Что может объединять все эти предметы, причём здесь водоросли? Как бы вы могли объяснить это? Вспомните всё, чему вы обучились на уроках биологии, а также примените ваш житейский опыт и поищите необходимую информацию, чтобы объяснить данную закономерность». При решении данной проблемной ситуации на первый план выступает предметные УУД. На первом этапе решения проблемной ситуации чётко выделяют Факты - Какая информация из представленной важна для создания гипотезы? Например: Мороженое, банка краски, уксус, сода, спирт, мармелад, что объединяет все эти предметы? Далее ребята предлагают свои Идеи, гипотезы: Какими могут быть причины проблемы? Каковы пути поиска? Каковы решения? Например: Все эти предметы могут быть сделаны из водорослей. Обучающие вопросы к проблеме помогаю формулировать я, как учитель-куратор Что я/мы знаем?  Что я/мы можем сделать? Где пробелы в наших знаниях? Например: Водоросли могут использовать в пищу не только животные, но и человек. В случае недостатка искомых или ранее изученных знаний для группы обучающихся или индивидуально, определяется План действий,  Например: Я ищу информацию по теме «Использование водорослей человеком» (до 15 февраля).

На всех этапах работы с проблемной ситуацией ребята  учатся работать в группах, выдвигать гипотезы, озвучивать и отстаивать своё мнение, принимать решения и отвечать за всю группу. Для активизации мыслительной деятельности ребят очень часто применяю технологию «Куба» с вопросами и технологию «Синектик». Полученные знания необходимы для принятия эффективных решений и качественных результатов.

Слайд 12, 13,14,15,16

     Результативность: (12) Критериями оценки качества и результативности работы учителя являются деятельность «На уроке» и «После урока»: (14) блок «На уроке» -    достижение обучающимися более высоких и сохранения стабильных показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом; результаты учебной деятельности школьников, полученные в ходе различных мониторингов (качества, успеваемости, СОУ), прохождения итоговой аттестации; (15) понять, достигнуты ли результаты по формированию навыков решения проблемных задач и ситуаций обучающимися, позволяет проведенная мною как учителем-предметником диагностика по формированию уровня познавательной активности (входящая и итоговая). Анализ полученных результатов показывает, что уровень познавательной активности у ребят в течении учебного года вырос более, чем на 37% высокий и 10% средний, низкий же уровень на конец учебного года не обнаружен. Отсюда и качество обученности в 6 классе не менее 80%.

(13) блок «После уроков»  (ссылка) Эффективность участия школьников в олимпиадах и научно – практических конференциях по предмету, (ссылка) участие в социально-экологическом проекте «Пернатые друзья», (ссылка) работа одарённых детей в объединении «Проектная и научно-исследовательская деятельность». Результаты моей внеурочной деятельности представлены в презентации в виде диаграмм, данные которых указывают на устойчивую позитивную динамику по вышеперечисленным направлениям работы, многие работы размещены на страницах моего персонального сайта (http://nsportal.ru/zaharova-yana-valerevna).

Слайд 17

      В ходе актуализации своего педагогического опыта мною были чётко обозначены противоречия  и трудности, с которыми столкнулась в ходе реализации проблемного обучения. Так у ДЕТЕЙ возникли:

  • Сложность противоречий и не умение вычленения более узкой проблемы
  • В формулировании доказательств гипотезы
  • Выбор верной формулировки учебной проблемы
  • У учащихся нет искомой информации («багажа знаний»), необходимой для начала поиска
  • Не хотят решать проблему, находят готовые решения в интернете

У ПЕДАГОГА:

  • Сложный переход от решений «АКАДЕМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА», к проблемному обучению с использованием «РЕАЛЬНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»
  • Отсутствие предпрофильной предметной подготовки.

Слайд  18

      Ожидаемые результаты – умение логически мыслить, находить решение нетрадиционным путем, применять логические знания на практике.

Перспективный результат – обучающийся мыслит, думает, находит решения и делает выводы. Этим определяются его первые шаги к будущему новаторству.

Слайд 19

     Данный опыт может быть использован учителями-естественниками в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат и  приемлем для всех видов действующих программ. Данную методическую тему реализую через конференции, конкурсы и семинары, даю открытые уроки и мастер-классы в рамках ТМО Ханты-Мансийского района, творческие доклады на заседаниях МО естествознания и интернет порталах педагогических сетей nsportal.ru, Завуч.инфо, Мультиурок, Педагогическая планета, Учительская планета, На урок.ру, infourok, Олимпус. Постоянно  и тесно взаимодействую с коллегами моей школы и реализую значимые для образовательной организации инициативы.

      Если для начинающего педагога мой опыт послужит инновацией и помощью в реализации проблемного обучения, то моя миссия – служение достигнет своей цели и будет оправданной.

 Слайд 20

       Одной из важнейшей сторон профессиональной деятельности  учителя, является сотрудничество с родителями своих обучающихся, в процессе совместного воспитания хорошо развитой личности ребёнка могут возникать проблемы  и трудности.  В преодолении этих трудностей огромную роль играет эффективное взаимодействие учителя с родителями обучающегося, которое строится на педагогическом сотрудничестве, доверительном сотрудничестве и гуманистическом подходе к воспитанию. Через просветительскую и образовательную деятельность происходит интеллектуальное и эмоциональное взаимообогащение родителей, деятельность которых в дальнейшем направлена на формирования у ребёнка мотивации к непрерывному образованию. (Родительские собрания: «Особенности воспитания подростков», «Вопросы полового воспитания, Формирование высоконравственных отношений между мальчиками и девочками», «Психологическая подготовка к ЕГЭ», «Ответственность родителей за воспитание детей», «Имя женщины – МАТЬ»; дискуссии и групповые и индивидуальные консультации:«Адаптация 5-х классов»,  «Профилактика асоциального образа жизни», «Эти вредные конфликты», «SOS – проблемы мотивации в 10-м классе», «Если рушатся семейные связи», «Роль отца в семье»),
Слайд 21

      Для повышения мотивации и формирования высокого уровня познавательной активности, обучающиеся вовлекаются не только в  очные предметные олимпиады и официальные конкурсы проводимые: Минобнауки РФ, Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Комитетом по образованию  Ханты-Мансийского района, а так же в различные дистанционные конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, фестивали проектных и исследовательских работ регионального и всероссийского уровня, которые стимулирует учителя организовывать внеурочную деятельность с обучающихся по предмету в школе. (результативность которой перед вами на экране).

Слайд 22

      Осуществляя  педагогическую деятельность широко представляю свой профессиональный опыт на семинарах, конференциях, конкурсах, педагогических советах различного уровня, имею награды:  Являюсь победителем конкурса на Грант президента «Лучший учитель Российской Федерации» 2008, присвоено  «Почётное звание работника общего образования Российской Федерации» 2011, награждена Почётной грамотой Комитета по образованию Ханты-Мансийского района «За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного и воспитательного процессов» 2015, Грамотой «За качественную организацию и проведение методического районного семинара» 2016, Дипломом  2 степени Всероссийского конкурса «Умната», Благодарственным письмом 24 Городской открытой экологической конференции «За высококачественную подготовку участника конференции и представление творческой работы» 2015, Дипломом 1 степени  Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Инновации в обучении» издательство «Эффектико-пресс» 2016, Дипломом 3 степени Всероссийского конкурса «Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС» 2016. Имею много печатных материалов и сборников на бумажных носителях и на электронных сайтах.

Слайд 23

     Анализ профессиональной деятельности дал возможность обозначить реальные и конкретные задачи, построить перспективы развития, определить  пути обеспечения более качественных результатов. Самообразование будет направлено на изучение литературы по вопросу применения проблемного обучения на практике при реализации ФГОС, повышение квалификации через курсовую переподготовку по данному вопросу в  2017 учебном году, участие в ТМО с докладом и мастер-классом по эффективности применения проблемного обучения, публикации материалов в сетевых сообществах учителей и на сайте образовательной организации.

 Энтони Роббинс сказал: «Успех – это поступательное движение, а не точка, которую можно достичь…. Я желаю своим коллегам по достижению точки Успеха – не останавливаться на достигнутом, а продолжать удивлять своих обучающихся инновационными идеями и раскрыть перед ребятами разноцветный блеск граней искусства образования!!!

      Доклад окончен, спасибо за внимание!

Список литературы: Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 735-738.

Категория: Публикации | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 215 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz