MENU
Главная » Статьи » Учебные программы » Биология

Рабочая программа по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коммуникативная стимуляция.

Приложение к ООП ООО

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому

« Коммуникативная стимуляция»

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель                       программы

Я.В. Захарова

высшая  категория

 

 

п.Горноправдинск 2018 г.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по коммуникативной стимуляции для обучающейся 8 класса  разработана  на основе Проекта  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой.   

Рабочая программа в соответствии учебным планом ОУ на 2018-2019 учебный год рассчитана на 70 часов (исходя из 35 учебных недель в году).

При разработке индивидуальной программы учитывались индивидуальные психофизиологические особенности обучающейся. Ребенок способен лишь к элементарным действиям и реакциям. Двигательные реакции ребенка хаотичны, стереотипны. Отмечаются значительные трудности в сосредоточении взгляда на предметах.   Отсутствие интереса к предметам указывает на то, что ребенок не владеет целенаправленными действиями, не стремится к какому-либо результату своих действий. Не всегда реакции ребенка соответствуют силе раздражителя. Эмоциональный фон спокойный.

         Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий. 

          

         Предполагаемые результаты освоения программы.

- Стимулировать ребенка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.

 Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний (звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.

- Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.

- Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.

 

 

Содержание программы

 

1.Стимуляциответной реакции на прикосновения, обращенную речь (21 час). Игровые ситуации, стимулирующие сосредоточение взгляда на глазах, губах, жестах взрослого. Сосредоточение взгляда на лице взрослого. Выполнение совместных прикосновений. Упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний ( звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых жестом, речью.

 

2. Стимуляция игровых действий на различение частей тела (26 часов). Сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых жестом, речью. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.

3. Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций (21час). Упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, одобрение, похвалу.

 

Уровень подготовки обучающейся. Предполагаемые результаты

 

Предполагается, что к концу учебного года учащийся будет:

  • будет адекватно реагировать на коммуникативные ситуации; сможет длительно эмоционально взаимодействовать с учителем.

Учебно-тематический план

 

 

 

Наименование разделов и тем

 

 

Количество часов

1

 

 

 

 

 

Стимуляция ответной реакции на прикосновения, обращенную речь.

- Сосредоточение взгляда на лице взрослого.

- Выражение эмоциональных реакций на прикосновения, сопровождаемые словами.

-Проигрывание простых сюжетов

22

 

2

 

 

 

Стимуляция игровых действий на различение частей тела.

- Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела.

- Выполнение инструкций на различение частей тела.

- Рассматривание себя в зеркале. Игры перед зеркалом.

- Сосредоточение взгляда на лице куклы

- Рассматривание лица куклы. Показ частей тела на большой кукле

- Выполнение игровых действий с куклой.

26

3

 

Стимуляция понимания речевых сигналов, выполнения инструкций.

- Выполнение элементарных инструкций, сопровождаемых жестом.

- Выполнение действий с использованием жестов, движений.

- Совместные игровые действия с игрушками.

- Игровые упражнения с куклой на выполнение инструкций, речевых сигналов.

22

Учебно-методические средства обучения

Список литературы.

  1.  Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью / Т.А. Алексеева, Л.И. Кайкина, Л.Б. Баряева, Л.В. Капустянская и др. под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2012.
  2.  Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.-СПб.:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой , 2011.

Список литературы (дополнительный)

  1. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова – СПб.: ХОКА,2007.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. М.:ВЛАДОС, 2010.
  3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. –М.:Мозаика – Синтез, 2007.
  4. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Учебно-методическое пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн.:БГПУ, 2009.
  5. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  6. Андрющенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия – СПб.: Речь, 2010.
  7. Ковалец И.Е. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  8. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда – М.,1995.
  9. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой – СПб.:КАРО, 2006.
  10. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2000.
  11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику – М.: Эксто-Пресс, 2007.
  12. Монакова Н.И. Путешествие с гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008

 

Рабочая программа для детей с ОВЗ. Коммуникативная стимуляция.

Категория: Биология | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 164 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz