MENU
Главная » Статьи » Учебные программы » Биология

Рабочая программа по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ. Стимуляция обонятельной чувствительности.

Приложение к ООП ООО

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому

«Стимуляция обонятельной чувствительности»

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель                       программы

Я.В. Захарова

высшая  категория

 

 

 

 

п.Горноправдинск, 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы образования «Сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок». Предлагаемая программа по курсу «стимуляция обонятельной чувствительности «ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления  возникающих  трудностей  в  совместной  учебно-познавательной деятельности. Для овладения стимуляции обонятельной чувствительности большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому обонятельная чувствительность представлена в одном блоке и разделена на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:

Задачи программы:

•диагностика;

•создать условия для формирования элементарных обще учебных умений и навыков;

•создать условия для стимуляции обонятельных ощущений;

•создать условия для формирования эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка; создать условия для расширения спектра обонятельных ощущений;

•создать условия для побуждения ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха.

Цели программы:

- создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся;

- создать условия для способствования общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению активности у  школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;

 - создать условия для атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Организационная структура программы:

Программа рассчитана на обучающихся 8 классов. Согласно учебному плану школы 1 час в неделю, 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 9 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –35 минут.

Организационная структура уроков:

Уроки строятся на основе следующих принципов:

•интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

•системности;

•преемственности.

Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми. Каждый урок стимуляции обонятельной чувствительности оснащается необходимыми наглядными пособиями. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Стимуляция обонятельной чувствительности», который доступен большинству обучающихся 6 класса.

Содержание программы учебного предмета

Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений на ощущение готовой пищи: горячее холодное; сладкое соленое.

 

Требование к уровню подготовки обучающихся. Предполагаемый результат

Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости, недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие. Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений на ощущение готовой пищи: горячее холодное; сладкое соленое.

Учебно-тематический план

на 2018-2019 учебный год

Учебно-тематический план

Тема

Количество

часов

 

Примечания

 

1

 Привлечение  внимания  ребенка  к

запахам.

 

16

 

2

Расширение  сенсорного  опыта  при

предъявлении  знакомых,  незнакомых

ребенку запахов

 

19

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

продукты питания;

принадлежности для санитарно-гигиенических процедур (мыло, шампунь, зубная

паста);

эфирные масла.

Список литературы:

 

1. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии

восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5 14.

2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. « Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокойумственной отсталостью. СПб ЦДК. 2012.

3. Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталымидетьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56 58.

4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям синтеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. № 1. С. 11 15.

5. Ерёмина А.А. «К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью

продуктивной деятельности. Дефектология: «Современные проблемы обучения и

воспитания. СПб,1994.

6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. СПб, 2005.

7. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного

возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. № 6. С. 63 67.

8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников / Подред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1978., 96 с.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с

отклонениями в развитии. М., 2001.

10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995.

11. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей с глубокими формами

олигофрении в начальном обучении // Вопр. обучения и воспитания детей с нарушениямиинтеллекта. М., 1994.

 

Рабочая программа по работе с детьми с ОВЗ. Обонятельная стимуляция.

Категория: Биология | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz