Главная » Статьи » Учебные программы » Биология |
Приложение к ООП ООО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому «Стимуляция обонятельной чувствительности» НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы Я.В. Захарова высшая категория
п.Горноправдинск, 2018 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании программы образования «Сенсорной стимуляции детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. А также при составлении программы учитывается обобщение опыта работы с учащимися классов «особый ребенок». Предлагаемая программа по курсу «стимуляция обонятельной чувствительности «ориентирована на практическую направленность знаний, умений и навыков детей младшего школьного возраста, имеющих трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-познавательной деятельности. Для овладения стимуляции обонятельной чувствительности большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому обонятельная чувствительность представлена в одном блоке и разделена на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы: Задачи программы: •диагностика; •создать условия для формирования элементарных обще учебных умений и навыков; •создать условия для стимуляции обонятельных ощущений; •создать условия для формирования эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка; создать условия для расширения спектра обонятельных ощущений; •создать условия для побуждения ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха. Цели программы: - создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся; - создать условия для способствования общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности; - создать условия для атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе. Организационная структура программы: Программа рассчитана на обучающихся 8 классов. Согласно учебному плану школы 1 час в неделю, 9 часов – 1 четверть, 7 часов – вторая четверть, 10 часов – третья четверть и 9 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока –35 минут. Организационная структура уроков: Уроки строятся на основе следующих принципов: •интегрирования (включение элементов игровой деятельности); •системности; •преемственности. Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов со взрослыми. Каждый урок стимуляции обонятельной чувствительности оснащается необходимыми наглядными пособиями. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Стимуляция обонятельной чувствительности», который доступен большинству обучающихся 6 класса. Содержание программы учебного предмета Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений на ощущение готовой пищи: горячее ‒ холодное; сладкое ‒ соленое.
Требование к уровню подготовки обучающихся. Предполагаемый результат Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости, недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие. Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений на ощущение готовой пищи: горячее ‒холодное; сладкое ‒ соленое. Учебно-тематический план на 2018-2019 учебный год Учебно-тематический план
Перечень учебно-методического обеспечения
‒ продукты питания; ‒ принадлежности для санитарно-гигиенических процедур (мыло, шампунь, зубная паста); ‒ эфирные масла. Список литературы:
1. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5 ‒ 14. 2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. « Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокойумственной отсталостью. СПб ЦДК. 2012. 3. Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталымидетьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56 ‒ 58. 4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям синтеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. № 1. С. 11 ‒ 15. 5. Ерёмина А.А. «К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности. Дефектология: «Современные проблемы обучения и воспитания. ‒ СПб,1994. 6. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. ‒СПб, 2005. 7. Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. 1994. № 6. С. 63 ‒ 67. 8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному восприятию дошкольников / Подред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение, 1978., 96 с. 9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001. 10. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М., 1995. 11. Цикото Г.В. Проблема умственного развития детей с глубокими формами олигофрении в начальном обучении // Вопр. обучения и воспитания детей с нарушениямиинтеллекта. М., 1994.
Рабочая программа по работе с детьми с ОВЗ. Обонятельная стимуляция. | |||||||||||||
Просмотров: 842 | |
Всего комментариев: 0 | |