MENU
Главная » Статьи » Учебные программы » Биология

Рабочая учебная программа по биологии 9 класс

Картинки по запросу картинки обложки учебника по биологии 9 класс Сонин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

     Программа   предназначена  для  изучения  предмета " Общая биология" в 9 классах   общеобразовательных  школ и рассчитана на 2 часа  классных  занятий

   Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы  общеобразовательной школы для 9 класса. В ней сохранены  все разделы и темы, изучаемые  в средней общеобразовательной школе, однако содержание    каждого учебного блока  упрощено в соответствии  с возрастными особенностями  учащихся и с учетом  образовательного уровня. Представлено  значительное число  лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих, восприятие учебного материала  также способствует,  интеграции  курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

   Программой  предусматривается  изучение  учащимися  теоретических и прикладных основ  общей биологии. В ней нашли  отражение  задачи, стоящие  в настоящее время  перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья  человека. Особое внимание  уделено экологическому воспитанию молодежи.

    Изучение курса "Общая биология" основается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических  дисциплин  в младших классах  средней школы по специальным программ, и является  продолжением линии освоения  биологических дисциплин, начатой в 5 классе  учебником "Природоведение". Изучение предмета  также основывается на знаниях, приобретенных на уроках  химии, физики, истории, физической  и экономической географии. Сам предмет  является базовым  для ряда  специальных  дисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии  с профессиональной  ориентацией школы, лицея.

    Для повышения образовательного  уровня  и получения навыков  по практическому использованию  полученных знаний программой  предусматривается выполнение ряда  лабораторных работ,  которые проводятся  после подробного инструктажа  и ознакомление учащихся  с правилами  техники безопасности.

    Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся  рекомендуются  экскурсии по разделам программы: "Наследственность и изменчивость  организмов, "Эволюция живого мира на Земле", "Взаимоотношения организма и среды. Основы  экологии. С этой же целью  предусмотрены демонстрации.

   В программе дается примерное распределение  материала по разделам и темам (в часах).

   В программе  сформированы  основные понятия,  требования к знаниям и умениям учащихся  по основным блокам информации. В конце каждого  раздела обозначены  межпредметные связи курса  "Общая биология" с другими  изучаемыми  предметами.

   В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. Курс рассчитан на 2 часа в неделю, 70 часов в год.

 

Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

    Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Контрольных работ – 6

Практическая работа – 2

Лабораторная работа – 5

Самостоятельная работа - 3    

 

Рабочая учебная программа по биологии 9 класс

 

 

 

Категория: Биология | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 554 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz