MENU
Главная » Статьи » Учебные программы » Биология

Рабочая программа по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Зрительно-слуховая стимуляция.

Приложение к ООП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  и множественными нарушениями развития), обучающихся на дому

« Зрительно – слуховая стимуляция»

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель                       программы

Захарова Я.В.,

учмитель биологии,

высшая квалификационная

категория

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Зрительно - слуховая стимуляция» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлено на основании программы образования «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью, под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Содержание программы направлено на привитие элементарных социальных умений обучающихся с глубокой умственной отсталостью. Уроки-занятия по предмету зрительно-слуховая стимуляция направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми и сверстниками. Каждый урок зрительно-слуховой стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом. Таким образом, программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу «Зрительно-слуховая стимуляция», который доступен большинству учащихся 8 класса.

Задачи программы:

-диагностика и развитие наглядно-действенного мышления;

- создать условия для развития сенсорных ощущений и создать условия для формирования обобщённых способов обследования предмета;

-создать условия для стимулирования проявлений эмоционального интереса обучающихся к ярким звучащим игрушкам и желание совместно с взрослым выполнять игровые действия;

-создать условия для стимулирования зрительного восприятия предмета в различных плоскостях, под различным углом, при разной удалённости;

-создать условия для поощрения эмоциональной и адекватной реакции на раздражители, изменяя их и добавляя новые элементы.

Цели программы:

-Создать условия для формирования социально – значимых умений и навыков, необходимых для социализации.

-Создать условия для формирования положительной мотивации к учению, активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.

-Создать условия для формирования максимально возможного навыка самостоятельности. Совершенствование качества жизни учащихся. Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Организационная структура программы: Программа рассчитана на учащихся 8 классов. Согласно учебному плану школы 3 часа в неделю, 27 часов – 1 четверть, 21 час – вторая четверть, 30 часа – третья четверть и 27 часов – четвертая четверть. Продолжительность одного урока – 35 минут.

Организационная структура уроков:

На каждом уроке создаются условия для проведения урока. Уроки строятся на основе следующих принципов:

- интегрирования (включение элементов игровой деятельности);

- системности;

-преемственности. Формы работы определяются целями уроков, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приёмов, так и инновационных (просмотр обучающих дисков, счёт под музыку, сказкотерапия и т.д.). Основной формой организации остаётся урок, обогащённый игровыми ситуациями.

Содержание программы учебного предмета

Уроки-занятия по предмету зрительно-слуховая стимуляция направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми и сверстниками. Каждый урок зрительно-слуховой стимуляции оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом

Уровень подготовки учащихся. Предполагаемый результат

Диагноз учеников приблизительно одинаковый: тяжёлая степень умственной отсталости, недоразвитие речи, задержка физического развития, косоглазие. Дети проявляют крайне, слабый интерес к окружающему, долго не тянутся к игрушкам, не приближают их к себе и не пытаются ими манипулировать. Первые предметно-игровые действия появляются у них медленно, графическая деятельность находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического чёркания. детей в большой, степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Организуя уроки-занятия необходимо действовать согласно алгоритму усвоения данных эталонов - это фиксация взгляда на неподвижном объекте (светящийся, цветной, лицо взрослого), прослеживание взглядом за движущимся объектом (перемещение по горизонтали, по вертикали; близко расположенный, удалённый), предъявление объекта в разных модальностях, новых условиях, с новыми свойствами. Дети учатся локализации источника звука (близко расположенного), прослеживанию за движущимися предметами, источником звука (близко расположенным), локализации удалённого источника звука, прослеживании за удалённым движущимся источником звука, различие и узнавание звуков. Уроки-занятия по предмету зрительно-слуховая стимуляция направлены на развитие сенсомоторных реакций, связанных с фиксацией на объекте, запоминанием образа предмета, обозначением его словом, на обогащение сенсорного опыта, доступного для детей с глубокой умственной отсталостью. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми и сверстниками.

учебно-тематический план

на 2018-2019 учебный год

Тема урока

Количество часов

1

Ознакомительно - ориентировочные действия в развив.

среде

3

2

Знакомство детей с визуальными раздражителями фонарик, светящаяся игрушка, яркий предмет, отражение в зеркале, наблюдение за действиями взрослого.

9

3

Совместные с взрослым игры и игровые ситуации на

зрительное восприятие предметов, различных по форме, цвету, размеру, на различном расстоянии.

7

4

Совместные с взрослым упражнения на стимуляцию

ребёнка к действиям с предметами.

7

5

Ознакомительно - ориентировочные действия в

развив.среде.

3

6

Тренировочные упражнения на привлечение внимания

ребёнка к слуховым и зрительным раздражителям.

6

7

Игры-занятия с заинтересовавшими ребёнка игрушками, расширяя ассортимент игр с ними, дополняя игрушки и игровые ситуации.

6

8

Совместные игровые упражнения на стимуляцию

зрительных и слуховых ориентировочных реакций на

двигательные и эмоциональные ребёнка на речевые и не речевые звуки.

6

9

Ознакомительно - ориентировочные действия в

развивающей среде.

3

10

Игровые упражнения на развитие неречевого слуха

направленные на внимание и на различение.

9

11

Игровые упражнения на развитие речевого слуха.

9

12

Совместные игровые упражнения, направленные на

развитие зрительных ощущений, выбор предмета, узнавание игрушки.

11

13

Ознакомительно - ориентировочные действия в

развивающей среде.

3

14

Игры и игровые упражнения на концентрацию взгляда на движущемся предмете.

11

15

Совместные с взрослым упражнения с игрушками с целью ознакомления с их игровыми свойствами.

11

 

 

Список литературы

1. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии

восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5 ‒ 14.

2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. « Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокойумственной отсталостью. СПб ЦДК. 2012.

3. Баряева Л.Б. и др. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталымидетьми // Дефектология. 1994. № 6. С. 56 ‒ 58.

4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям синтеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. № 1. С. 11 ‒ 15.

5. Ерёмина А.А. «К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью

продуктивной деятельности. Дефектология: «Современные проблемы обучения и

воспитания. ‒ СПб,1994.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Рабочая программа с ОВЗ Зрительно-слуховая стимуляция

Категория: Биология | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 173 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz