MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 10 Класс

Урок "Эмбриональное развитие и окружающая среда" - 10 класс

Тема урока: «Эмбриональное развитие и окружающая среда»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование и развитие  представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека

Планируемые результаты:

Формирование общеобразовательных компетенций:

• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,

• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование коммуникативных компетенций:

• развивать умение работать в группе,

• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,

• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,

• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения:  наглядно-словесные, проектные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.

Форма обучения: рассказ, демонстрация, просмотр видеаматериалов, презентация проектов, составление опорных схем.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, решение задач, демонстрация и выполнение лабораторных опытов, исследвательская.

Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, проектно- исследовательское обучение, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, инструкционные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного подхода, информационно – коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества.

Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.

1. Учитель: - Здравствуйте ребята, добрый день уважаемые гости нашего семинара! Мы рады приветствовать Вас на интегрированном уроке «Эмбриональное развитие и окружающая среда!»

-В течении всего урока после каждого этапа, вы будете давать себе оценку и вносить её в лист самооценки, по окончании урока, мы подведём итог и выставим оценки.

-  «Целью всего – является развитие»                Бернар Вебер

- Что Вебер понимает под РАЗВИТИЕМ?

-Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза».  Сформулируйте определение: «филогенез», «онтогенез», «эмбриональное развитие», «постэмбриональное развитие». Как называется этап эмбрионального развития человека?

- Беременность.

 - Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более, чем из 100 триллионов клеток. Причём это процесс не хаотичен, а строго упорядочен!

Демонстрация видеоролика.

Рефлексия.

  1. Куратор группы «Эмбриологи» выполняет задание на интерактивной доске.
  2. Учащиеся в группах – задания на карточках.

Самооценка.

2.Учитель: - Сегодня вы все ученики, но пройдёт совсем несколько лет  и вы будете родителями, которые хотят иметь здоровых, красивых и физически развитых детей.

- Всегда ли у здоровых родителей могут рождаться здоровые дети???

Демонстрируются фотографии детей с уродствами.

-Подумайте и предложите собственные гипотезы причин возникновения таких уродств???

Вывод: Ребёнок не всегда рождается психически и физически здоровым!

Проблема: Каковы же причины появления таких отклонений?

Чтобы установить причины проведём независимое расследование.

Факторы

                                        НАСЛЕДСТВЕННЫЕ                      ПРИОБРЕТЁННЫЕ

                                            
 Методы изучения наследственных заболеваний

                                         ОСНОВНЫЕ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ          ВРЕДНЫЕ                ЛЕКАРСТВЕННЫЕ                    ЗАБОЛЕВАНИЯ                            ПРИВЫЧКИ         ПРЕПАРАТЫ 

Представление ученических мини-проектов:

  1.  Методы изучения генетики человека.
  2. Основные генетические заболевания человека.

Рефлексия:

Решение генетической задачи на наследовании признаков, сцепленных с полом.

Мужчина-дальтоник (цветовая слепота, признак сцепленный с полом) женился на женщине с нормальным зрением, но имевшей отца-дальтоника.

Может ли у них родиться дочь-дальтоник? Какова вероятность рождения первых двух сыновей-дальтоников?

Ответ:

Вывод: Дети не всегда рождаются психически полноценными и физически развитыми у относительно здоровых родителей, а причиной тому может быть наследование гена генетического заболевания.

Самооценка.

- Следующая группа факторов носит приобретённый характер и для изучения их воздействия, я передаю слово Светлане Ивановне.

3. «Здоровые дети-счастливая семья»- презентация

Учитель: В современном обществе, в семьях живущем вполне  благополучно рождаемость нездоровых детей растет. По статистическим данным  из 10 родившихся детей только один рождается относительно здоровым. Почему? (Ответы учащихся- «плохая наследственность», загрязнения окружающей среды, вредные привычки-курение , алкоголь, наркотики,лекарства).Как называются эти факторы? (Факторы окружающей среды)
1 задание: Заполнить схему «Факторы, влияющие на развитие плода» с последующей проверкой- 

Учитель: Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы.

В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.

В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками. Почему? (Ответы учащихся)

Учитель: Представляем проект, доказывающий насколько актуален вопрос потребления алкоголя будущими родителями Проект»АСП»

Учитель: Всем известно, что любой теоретический материал становится наглядным, если он подтвержден на практике.  Выполняя практическую работу  вы убедитесь в этом. Видеопрактикум с последующим выполнением работы  в группах.

2 Задание: Заполнить схему на доске «Влияние алкоголя на белковую молекулу»

Учитель :Назовите органические вещества имеющие белковую природу? (ответы белки, антитела, гормоны, ферменты, ДНК). Может ли этиловый спирт вызвать нарушения в этих молекулах? К какому выводу вы пришли?(ответы учащихся)

Учитель: Вряд ли  у кого- нибудь вызовет удивление, что беременные женщины широко пользуются лекарственными препаратами, нередко без нахначения врача, и без ясного представления о противопоказаниях и побочных эффектах. Последствия  опаснее, если самолечением занимается беременная женщина. Представит проект «Влияние лекарств на развитие плода».

Учитель: Что мы делаем когда заболеваем гриппом или ОРЗ? Какие лекарства бы обычно применяем? (ответы учащихся)

Мы провели собственное расследование «Результаты анкетирования», которое показывает отношение людей к лекарственным препаратам.

К какому выводу вас привели наши данные? (ответы учащихся)

Учитель: Лидерами среди лекарств являются- аспирин, ежегодное производство которого составляет 40 тысяч тонн! Так как результаты анкет показывают, что большинство из нас не читают в полном объеме инструкции выполним это сейчас. Рассмотрите содержимое аптечек и прочитайте инструкцию, отмеченные разделы и сделайте вывод, так ли безобидны эти лекарства для развития плода?

Задание 3. Заполните схему-на опорном листе.

Какие рекомендации вы можете предложить по итогам нашего расследования?(ответы учащихся)

Учитель: В завершение нашего  урока мы хотим поблагодарить вас за активную работу  в группах. Сегодня вы решили проблему, сделали свой выбор, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того, чтобы решить сложную проблему , нужна взаимопомощь. Завершая урок мы предлагаем вам сделать выбор на оценочных листах вашего мнения об уроке.

Спасибо за урок!

Технологическая карта урока

Конспект урока

Категория: 10 Класс | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 1244 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz