Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 6 Класс |
Презентация к уроку Характеристика класса Однодольных Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление. Задачи:
Методы:
Средства обучения:
Оборудование: опорная схема – конспект «Однодольные растения», презентация, компьютер, проектор, лабораторное оборудование – гербарий, инструкции; тесты, Красная книга. План урока
Ход урокаI. Организационный момент (1-2 мин.)Здравствуйте. Сделайте глубокий вдох и выдох. Садитесь. Давайте проверим как вы готовы к уроку. У вас на столах должно быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Кто отсутствует сегодня в классе? Молодцы! II. Проверка домашнего задания (7 мин.)– Давайте вспомним, с какой темой вы знакомились на прошлом уроке? (уч-ся …) С целью проверки усвоения вами материала прошлого урока проведем: 1. Самостоятельную работу по тесту «Семейства Двудольные растения». Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут. «Семейства Двудольные растения»
САМОКОНТРОЛЬ 2. Решение биологической задачи. А) Некоторые растения этого семейства выращивают на зеленое удобрение и закапывают. Они перегнивают, обогащая почву азотом. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти растения? (Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие). III. Постановка темы, учебной цели и мотивация.– Сегодня на уроке мы должны познакомиться с Классом Однодольных растений, осознать данную тему и закрепить ее. Мы будем знакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями. Продолжим работу по формированию умения распознавать цветковые растения, будем определять их систематическое положение. – Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация). (Уч-ся – чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор и прививать любовь к родному краю и природе). – Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Класс Однодольные. Сравнительная характеристика класса Однодольные». Запишите в своих рабочих тетрадях число и тему урока. Слайд 1 IV. Изучение нового материала1) – Как я уже сказала, что новая тема связана с изучением Класса Однодольных растений. ? Так какими же признаками обладают Однодольные растения? Растения, принадлежащие к тому или иному классу, отличаются по числу семядолей зародыша, по жилкованию листьев, по характеру корневой системы молодых, выросших из семян растений, по строению стеблей и цветков. Слайд 2 Если зародыш растения имеет одну семядолю, листья с параллельным или дуговым жилкованием и мочковатую корневую систему, его относят к классу Однодольные. У однодольных проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия. Нет ясно дифференцированной коры и сердцевины. Цветок у однодольных, как правило трехчленный, то есть число частей цветка в каждом круге кратно трем (3 чашелистика, 3 лепестка, 6 тычинок). Запишите в тетрадь признаки класса Однодольные. Запомните их. Слайд 3 Признаки растений классов двудольных и однодольных растений
Ребята, но ПОМНИТЕ: Что по одному признаку, не всегда возможно определить к какому классу относится это растение. Например, Слайд 4 Вороний глаз имеет листья с сетчатым жилкованием, но зародыш с одной семядолей, поэтому его считают однодольным. У подорожника дуговое жилкование листьев, мочковатая корневая система, а так как зародыш имеет 2 семядоли, то растение двудольное. Следовательно: Какой вывод можно сделать по этим примерам? ВЫВОД: (Для определения принадлежности цветковых растений к одному из классов необходимо знать все признаки данного растения). Слайд 5 Класс Однодольные:
2) Класс Однодольных подразделяют на:
Но для нас наиболее интересны 2 семейства: Лилейные и Злаки, которые мы и будем сегодня изучать. 2. Многообразие растений семейства Лилейных. Редкие и исчезающие виды растений семейства Лилейных и их охрана. Слайд 6 Семейство: Лилейные
А) Декоративные растения Слайд 7 Запишите декоративные растения Однодольные Б) Овощные растения Слайд 8 – А мы, какие лилейные используем в пищу? Слайд 9 Запишите овощные растения Однодольные В) Комнатные растения Однодольных (Показ комнатных растений и фото из презентации) Слайд 10 Г) Лекарственные растения Однодольных Слайд 11 Запишите в тетрадь названия лекарственных растений. Мы получаем большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать мудрым словам Самеда Вургуна, который пишет:
КРАСНАЯ КНИГА – Что вы видите у меня в руках? (Красная книга) – Что я хотела вам сказать, показав Красную книгу? (Многие из лилейных занесены в Красную книгу. Им угрожает опасность исчезновения). ПОКАЗ «КРАСНОКНИЖНЫХ ВИДОВ ЛИЛЕЙНЫХ» Я бы хотела познакомить вас с некоторыми краснокнижными видами Лилейных. Слайд 12 Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатства Земли. 3. Общие признаки растений семейства Лилейные. Опорный конспект. Слайд 13 Как я уже говорила, Лилейные насчитывают 4 тысячи видов, представленными в основном многолетними травами; они имеют цветки с простым сростнолистными или раздельнолистными околоцветниками из 6 листочков, с 6 тычинками (по 3 в двух кругах) и с 1 пестиком, имеющим трехлопастное рыльце; плоды у лилейных либо коробочки, либо ягоды; все они имеют корневища или луковицы. 4. Многообразие дикорастущих и культурных растений злаков, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека. И второе семейство, с которым мы сегодня познакомимся – это Злаки. Слайд 14 Злаки играют огромную роль в растительном покрове планеты, это основные хлебные и крупяные культуры, а пшеницу, рис и кукурузу считают главными пищевыми растениями человечества. Слайд 15,16 Велико также значение ржи, ячменя, овса, проса, сорго, тимофеевки луговой и многих других, в основном кормовых злаков. В тропических странах широко культивируют сахарный тростник, сочная сердцевина которых содержит до 20% сахарозы. Эта культура дает более половины мирового производства сахара. В ряде стран широко употребляют в пищу молодые побеги многих злаков, особенно бамбуков. Зеленая масса этих растений - ценный корм для домашних животных, а некоторые виды используют как декоративные и газонные. Быстро отрастающие, прочные и легкие стебли бамбуков находят разнообразнейшее хозяйственное применение. Крупные злаки используют для плетения и в производстве бумаги. Слайд 17 В семейство злаков входят и дикорастущие травы, например, ковыли, тимофеевка луговая, костер, мятлик луговой. Слайд 18 Многие виды семейства стали агрессивными сорняками возделываемых земель. Например, пырей ползучий, который размножается кусочками корневища. Теперь работаем с тетрадями. Слайд 19 Давайте запишем всех представителей Злаков и их роль для человека, о которых я только что говорила. Итак, к хлебным культурам относятся: пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь, овес. К кормовым - ячмень, овес, тимофеевка луговая, бамбук. Для производства бумаги используется - бамбук. к дикорастущим относят ковыль, тимофеевку луговую, костер, мятлик луговой. К сорнякам - пырей ползучий и другие. МОЛОДЦЫ! 5. Общие признаки растений семейства Злаки. Опорный конспект. ?! Какими же общими признаками обладают растения семейства Злаки. Слайд 20 Злаки насчитывают более 6 тысяч видов, это в основном однолетние, двулетние и многолетние травы, и только бамбук - древесное растение. Для злаков характерны: стебель - соломина; невзрачные цветки, имеющие простой околоцветник, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и 1 пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами; соцветия - початок, колос, метелка; плод - зерновка. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 6. Систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Давайте вместе с вами определим систематическое положение отдельных представителей семейств Лилейных и Злаков. Например, ландыш майский. Определяем все вместе. Слайд 21
А теперь самостоятельно определите систематическое положение Тимофеевки луговой. ПРОВЕРКА: Слайд 22
7. Лабораторная работа "Строение пшеницы (ржи, ячменя)". Слайд 23 Инструкция:
V. Закрепление.В качестве закрепления проведем ботаническое лото. У вас на столах лежат конверты. Достаньте из них фото 7 растений. Ваша задача, работая в парах, определить СЕМЕЙСТВО и КЛАСС. На слайде вы видите подсказку. 2 минутки на раздумье. Слайд 24
БОТАНИЧЕСКОЕ ЛОТО (Приложение) VI. Подведение итогов. Результат.Фронтальная беседа Слайд 31
Оценки за урок. Дети сами себе выставляют оценки. Слайд 32 Домашнее задание п. 2 9 РЕЗЕРВ: Книга для чтения или сообщения
Слайд 33 Благодарю за внимание!
| |||||||||||||
Просмотров: 2410 | |
Всего комментариев: 0 | |