MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 7 Класс

Урок "Класс Птиц. Общая характеристика класса" - 7 класс

Тема урока: "Класс птицы. Общая характеристика класса". 7-й класс

Цель урока: ознакомить учащихся с характеристикой птиц; происхождением и внешним строением птиц, отметив особенности связанные с полетом.

Задачи:

  • Образовательная: дать общую характеристику птиц; познакомиться с происхождением птиц; рассмотреть внешнее строение птиц; раскрыть особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, провести лабораторную работу по рассматриванию пера птицы.
  • Развивающая: продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать изученных животных между собой, работать с натуральным объектом, с дополнительными источниками информации; обобщать, делать выводы, анализировать, синтезировать, классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи; способствовать развитию речи, обогащению словарного запаса детей.
  • Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания; воспитывать терпимость к взглядам других людей; пробудить интерес к самостоятельному решению задач; воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: развивающего обучения.

Методы обучения: коммуникативный, аналитический, проблемный, частично-поисковый, опережающего обучения, объяснительно-иллюстративный.

Технологии, используемые на уроке: информационно-коммуникационная, развивающего обучения, опережающего обучения, технология проблемного обучения, игровая (элементы), проектная (элементы), здоровьеобразовательная.

Оснащение урока: мультимедийная установка, учебная презентация, сравнительная таблица классов пресмыкающихся и птиц, раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов, лупы, препаровальные иглы, скелет птиц).

Литература: Латюшин В.В.Биология. Животные.7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений\ В.В.Латюшин, В.А.Шапкин.-14-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013.

 

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие учащихся, проверка присутствующих и готовности учеников к уроку).

2.Актуализация знаний

Мы продолжаем изучать с вами представителей типа Хордовые. Давайте вспомним систематическое положение данного типа в системе животного мира и классы животных, которые мы уже изучили.

(на доске записывается схема совместно с учениками, проговаривая основных представителей)

Царство-Животные

П/царство – Многоклеточные

Тип – Хордовые

 

П/тип Бесчерепные П/тип Черепные(Позвоночные)

Класс- Ланцетники(ланцетник) Класс- Круглоротые

Класс Рыбы

Класс Земноводные

                                                             Класс Пресмыкающиеся

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Проблемный вопрос: Почему класс птицы и млекопитающие объединены вместе?(путем наводящих вопросов ученики приходят к выводу, что птицы и млекопитающие- теплокровные, а все остальные хладнокровные).

- А почему температура их тела не зависит от температуры окружающей среды?

- Давайте вспомним чем покрыто тело представителей классов данного типа (рыб-чешуя, земноводных-кожа, пресмыкающихся- толстый роговой слой кожи.)

- А у птиц и млекопитающих? ( у птиц-перья, млекопитающих-шерсть, волосяной покров).

- Какое это имеет значение?(защищает тело от перегревания и переохлаждения, следовательно снижает зависимость организма от перепадов температур).

3. Постановка целей и задач урока.

Тема нашего сегодняшнего урока – “Класс Птицы. Общая характеристика класса”

С раннего детства нас окружает один из многочисленных классов животных – птицы. Он включает в себя около 9,5 тысяч видов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям.

Птиц мы вряд ли перепутаем с какими-либо другими животными.

- Что особенного в их внешнем облике (отвечают ученики, и приходят к выводу что большинство умеют летать)?

- Так что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? (на слайде)

Как приспособлено тело птиц к полету?

На эти вопросы нам и предстоит ответить на сегодняшнем уроке.
К концу урока мы будем уметь:

  • отличать класс птиц от других классов животных;
  • будем знать о приспособленности птиц к полету;
  • проведя лабораторную работу по изучению пера птицы, мы будем знать строение пера и его особенности.

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Каждой группе предлагает задания. Которые они представят классу в виде таблицы (используя параграф27 учебника и наглядные пособия и карточки с заданиями):

1 группа: Строение скелета (наглядное пособие-скелет птицы)

2 группа: Покровы тела (наглядное пособие перья)

3 группа: Особенности внутреннего строения (наглядное пособие- учебные рисунки, схемы)

Приспособленность птиц к полету.

1.Развиты нижние конечности, а верхние – крылья (срастание костей, пальцев нет)

2.Очень развита мускулатура, необходимая для взмаха крыльев. В скелете присутствует специальный вырост кости-киль-место крепления данных мышц(только у летающих птиц).

3.Кости тонкие, легкие. Следовательно малый вес птиц.

Перья:

1.Контурные:

- маховые (на крыльях)

- рулевые (на хвосте)

- покровные

2. Пуховые

- пуховые

- пух

Их значение:

1. Теплоизоляция

2. Обтекаемая форма тела

3. Для движения

1. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками

2.Сердце четырехкамерное. Следовательно несмешиваемость артериальной и венозной крови.

3. Хорошо развит головной мозг и органы чувств.

5. Представление результатов. Заполнение всех граф таблицы на доске.

Мы с вами и ответили на главный вопрос: Так что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Как приспособлено тело птиц к полету?

А знаете ли вы какой была самая древняя птица, освоившая перемещение при помощи крыльев?(ученики затрудняются ответить)

150 млн.л.н. жил археоптерик.(фото на слайде окаменелости и реконструкции внешнего вида).Считается, что он был переходной формой между птицами и пресмыкающимися. Давайте по рисунку определим, что общего у него с птицами и пресмыкающимися?

(ученики самостоятельно в течение 5 минут записывают в два столбика в тетрадях)

Записи результатов на доске.

 

Археоптерикс-переходная форма

Тело покрыто удлиненной чешуёй

Зубы

пальцы на верхних конечностях

Подобие перьев на крыльях и хвосте

Клюв

Верхние конечности - крылья

Дополнение и выводы:

1. Кости трубчатые, заполненные костным мозгом (тело тяжелое, следовательно летать не мог, а только планировать с ветвей деревьев).

2. Возможно был хладнокровным как рептилии.

3. На верхних конечностях(подобие крыльев) присутствовали пальцы.Возможно археоптерикс хорошо бегал, лазил по деревьям, планировал.

Следовательно наличие данных ископаемых остатков может свидетельствовать о родстве птиц и пресмыкающихся. А теперь давайте попробуем сравнить на слайде птицу и ящерицу и попробуем найти общие черты их внешнего строения (ученики работают с рисунком и приводят примеры)

Выводы:

1.На нижних конечностях роговые чешуйки и клюв.

2. Наличие когтей на нижних конечностях.

3. Отсутствие кожных желез( за исключением копчиковой у водоплавающих).

6. Контроль и самопроверка знаний

Давайте подведем итоги урока:

Вопросы для закрепления:

1. Давайте вспомним систематическое положение птиц в системе животного мира? Что их отличает от рыб, земноводных, пресмыкающихся?

2. Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

3.Большинство птиц умеют летать. А как приспособлено их тело к полету?

Выполните тест:

1.К особенностям птиц, связанным с полётом, не относят:

а) образование киля

б) двойное дыхание

в) полые тонкостенные кости

г) два круга кровообращения

2.Доказательством родства птиц с пресмыкающимися служит:

а) постоянная температура

б) тонкая сухая кожа , лишённая желёз

в) наличие двух кругов кровообращения

г) строение головного мозга, состоящего из одних из тех же отделов

3.Признаками наиболее высокой организации по сравнению с пресмыкающимися не считают:

а) четырёхкамерное сердце

б)теплокровность

в) ячеистые лёгкие

г) внутреннее оплодотворение

Сравните свои результаты с ответами, представленными на слайде.

7.Рефлексия

1.Что узнали нового на уроке?

2.Изменилось ваше отношение к птицам после урока?

3.Какие факты вам более всего запомнились?

4.Интересно было на уроке?

8.Информация о домашнем задании.

§27 до пингвинов. Устно ответить на вопросы после §27. Печатная рабочая тетрадь П.27 № 1-10 письменно.

Лабораторная работа "Типы перьев. Строение пера."

Таблица (раздаточный материал) "Характерные признаки птиц"

Тест Птицы 1 часть

Тест Птицы 2 часть

Категория: 7 Класс | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 697 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz