Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство |
«О воспитании и развитии личности ученика в едином учебном процессе» Природа и воспитание подобны…. Воспитание перестраивает человека И, преобразуя, создаёт его вторую природу. Демокрит «Чтобы познать человека, Нужно его полюбить». Л. Фейербах О воспитании эстетическом, нравственном, патриотическом, экологическом, физическом написано уже достаточно много методической литературы, которую можно при желании прочитать. В данной литературе чаще всего в качестве идеальной цели избирается воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Но идеальная цель – это не конкретная цель, а лишь некая педагогическая установка. Мною использована была результативная цель, основанная на итогах индивидуально-личностной и коллективной аналитической деятельности, что позволило спроектировать образ учащегося моего класса. Главный ориентир в формировании цели воспитательной деятельности - это формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной культурой, этической, эстетической, нравственной и педагогической культурой. На основе данной цели, я поставила перед собой более узкий круг задач, тем более, что на начало 2007-2008 учебного года мне достался абсолютно новый, только что сформированный профильный класс, в котором, что не ученик, то сформировавшаяся и устоявшаяся личность. Первое направление своей работы, я определила как работа по сплочению коллектива, формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, а также создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей каждого ученика, напрямую связано с личностно-ориентированной технологией обучения и воспитания. Вторая приоритетная линия воспитательной работы в моём классе была направлена на нравственно-эстетическое и нравственно-патриотическое воспитание. Для выявления индивидуальных творческих и учебных способностей учащихся, сферы их интересов, мною использовались разнообразные диагностики: Познаю себя и других, Конфликты в нашей жизни, Учимся разрешать конфликты, Внимание и память, Особенности мышления, Общительность, Ориентация в жизни, Склонности и интересы в выборе профессии, Умеем ли мы правильно слушать, Мой оптимизм, Мой творческий потенциал. Анализируя результаты диагностики, мною были сформированы основные ценностные ориентиры для учащихся данного класса:
Принципы воспитательной работы: Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом. Принцип воспитания успехом. Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Принцип создания воспитывающей среды. Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации. Принцип индивидуализации и создания воспитывающей среды реализуется через участие во внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности. В классе и школе ребята принимали активное участие в разнообразных мероприятиях:
Ребята активны и во нешкольной жизни, более 80% заняты в спортивных секциях (настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол), кружках (вокальный, художественный), факультативах, обучались в музыкальной школе. Вовлечение учащихся во внеурочную и учебную деятельность даёт прекрасные результаты, в классе 60% качество обученности. Достичь такой положительной динамики, помогает сотрудничество классного руководителя с «партнерами». «Партнеры» классного руководителя:
Воспитательный процесс - дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям, но очень важно избежать грубейших ошибок или формализма при планировании воспитательной работы в определённом классе. Известный исследователь Л.И. Маленкова предостерегает учителей от совершения наиболее распространённых ошибок в практике планирования воспитательной работы:
· Примитивное планирование; · Безынициативность классного руководителя, нудные наставления и нравоучения; · Неумение привлечь детей в процесс сотрудничества. · Неопределённость, неконкретность планирования классных дел, приводит к незаинтересованности, как классного руководителя, так и учащихся. Вывод: Умение классного руководителя избегать перечисленные выше ошибки. Умение устанавливать тесные взаимосвязи с учеником и его родителями. Умение видеть в каждом ученике его индивидуальность, его личность, подмечать положительные стороны в его характере. Умение направлять деятельность ребёнка в положительное русло – всё это и многое другое из арсенала любого классного руководителя позволяет добиваться положительных результатов в воспитательной деятельности и тем самым повышать уровень мастерства классного руководителя. Результаты учебных достижений класса
Результаты участия в мероприятиях, направленных на сплочение коллектива.
Показанные результаты позволяют говорить о динамике количественного состава и сплоченности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 783 | |
Всего комментариев: 0 | |