MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство

Анализ воспитательной работы ( образец)

 «О воспитании и развитии личности ученика в едином учебном процессе»

Природа и воспитание подобны….

Воспитание перестраивает человека

И, преобразуя, создаёт его вторую природу.

Демокрит

«Чтобы познать человека,

Нужно его полюбить».

Л. Фейербах

      О воспитании эстетическом, нравственном, патриотическом, экологическом, физическом написано уже достаточно много  методической литературы, которую можно при желании прочитать.

      В данной литературе чаще всего в качестве идеальной цели избирается воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Но идеальная цель – это не конкретная цель, а лишь некая педагогическая установка. Мною использована была результативная цель, основанная на итогах индивидуально-личностной и коллективной аналитической деятельности, что позволило спроектировать образ учащегося моего класса. Главный ориентир в формировании цели воспитательной деятельности  - это формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной культурой, этической, эстетической, нравственной и педагогической культурой.

       На основе данной цели, я поставила перед собой более узкий круг задач, тем более, что на начало 2007-2008 учебного года мне достался абсолютно новый, только что сформированный профильный класс, в котором, что не ученик, то сформировавшаяся и устоявшаяся личность.

      Первое направление своей работы, я определила как работа по сплочению коллектива, формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, а также создание условий для проявления индивидуальных творческих способностей каждого ученика, напрямую связано с личностно-ориентированной технологией  обучения и воспитания.

      Вторая приоритетная линия воспитательной работы в моём классе была направлена на нравственно-эстетическое и нравственно-патриотическое воспитание.

        Для выявления индивидуальных творческих и учебных способностей учащихся, сферы их интересов,  мною использовались разнообразные диагностики: Познаю себя и других, Конфликты в нашей жизни, Учимся разрешать конфликты, Внимание и память, Особенности мышления,  Общительность, Ориентация в жизни, Склонности и интересы в выборе профессии, Умеем ли мы правильно слушать, Мой оптимизм, Мой творческий потенциал.

        Анализируя результаты диагностики, мною были сформированы основные ценностные ориентиры  для учащихся данного класса:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно приносит удовлетворение);
  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

Принципы воспитательной работы:

Принцип толерантности.

      Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.

Принцип воспитания успехом.

       Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды.

         Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания.

       Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

      Принцип индивидуализации и создания воспитывающей среды реализуется через участие во внеурочной, внеклассной, внешкольной деятельности. В классе  и школе ребята принимали активное участие в разнообразных мероприятиях:

  • День знаний: «Лики любви!» Цель: нравственное воспитание, знакомство с этическими нормами данного человеческого чувства, формирование чувства ответственности за близких и любимых нам людей: родителей, сестру, брата, девушку или молодого человека. «Школьные годы чудесные». Цель: формирование культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Туристический поход. Уникальная форма воспитательной деятельности, в которой ребята и классный руководитель общаются в неформальной обстановке, где ребята показывают на какие поступки они способны, на  сколько  они интересные собеседники, какова физическая подготовка.
  • Осенняя выставка. Традиционная форма коллективной деятельности, позволяющая формировать эстетический вкус у учащихся.
  • День здоровья. Формирование здорового образа жизни и коллективного единения, поддержка товарища и оказание помощи в трудную минуту.
  • Семья, Югра, Россия – всё Родина моя!  Интегрированное мероприятие, основная цель которого нравственно-патриотическое воспитание. Воспитание любви к семье, к малой Родины, к России.
  •  Осенний бал. Цель: нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей во время создания костюмов, сценария, образа короля и королевы осени. Патриотическое воспитание реализовано через раскрытие темы малых коренных народов - ханты и манси.
  •  На вечность России присягаем!  Цель: нравственно-патриотическое воспитание на примерах воинах-героях Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн. Формирования понимания цены войны и мира, а также человеческой жизни.
  • Историческая экскурсия в древнюю столицу Сибири г.Тобольск. Коллективная форма деятельности. Цель поездки изучение исторических памятников архитектуры и истории становления Сибирского края.
  • Города-герои. Цель мероприятия: патриотическое воспитание на примере героического подвига русского народа в годы Великой Отечественной войны.
  • Новогоднее приключение. Развлекательно-музыкальный вечер, цель которого формирование культуры общения, самоорганизация, развитие творческих  способностей.
  • Восславим женщину-мать!  Родительское собрание совместное с учащимися, посвящённое Дню матери. Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей.
  •  Интеллектуальная игра по экономике. Цель: привитие интереса к профильным предметам в рамках профильного  обучения.
  •  Виртуальное путешествие по музею Эрмитаж. Цель: нравственно-эстетическое воспитание,  формирование чувства прекрасного, изучение российского культурного и исторического наследия.
  • Выставка плакатов «Здоровый образ жизни» и «Новогоднее поздравление».

           Ребята активны и во нешкольной жизни, более 80% заняты в спортивных секциях (настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол), кружках (вокальный, художественный), факультативах, обучались в музыкальной школе.

       Вовлечение учащихся во внеурочную и учебную  деятельность даёт прекрасные результаты, в классе 60% качество  обученности. Достичь такой положительной динамики, помогает сотрудничество классного руководителя с «партнерами».

«Партнеры» классного руководителя:

Администрация школы

Психологическая служба школы

Учителя-предметники

Учреждение дополнительного образования

Культурно-досуговый центр

Музыкальная школа

Спортивная школа

 

Воспитательный процесс  - дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям, но очень важно избежать грубейших ошибок или формализма при планировании воспитательной работы в определённом классе.

Известный исследователь Л.И. Маленкова предостерегает учителей от совершения наиболее распространённых ошибок в практике планирования воспитательной работы:

  • Отсутствие чётко определённой цели, определённых задач воспитания;

· Примитивное планирование;

· Безынициативность классного руководителя, нудные наставления и нравоучения;

· Неумение привлечь детей в  процесс сотрудничества.

· Неопределённость, неконкретность планирования классных дел, приводит к незаинтересованности, как классного руководителя, так и учащихся.

        Вывод: Умение классного руководителя избегать перечисленные выше ошибки. Умение устанавливать тесные взаимосвязи с учеником и его родителями. Умение видеть в каждом ученике его индивидуальность, его личность, подмечать положительные стороны в его характере. Умение направлять деятельность ребёнка в положительное русло – всё это и многое другое из арсенала любого классного руководителя позволяет добиваться положительных результатов в воспитательной деятельности и тем самым повышать уровень мастерства классного руководителя.

Результаты учебных достижений класса

 

2004-05 (5 кл.) 25чел.

%

2005-06 (6 кл.) 25чел

%

2006-07 (7 кл.) 25 чел.

%

Успеваемость

24

95,8

25

100

25

100

«отличники»

3

12

3

12

2

8

«ударники»

9

36

9

36

11

44

Средний балл

3,97

 

4,1

 

4,13

 

Результаты участия в мероприятиях, направленных на сплочение коллектива.

Год

Название мероприятия

Цель

Результат

Кол-во учеников

2005

«Я не мыслю себя без Сибири» (метод. проект)

1. Изучение истории края.
2. Воспитание любви к малой Родине.

2-е место

19

2006

«Презентация наших достижений» (школьный проект)

1. Формирование благоприятного нравственно- психологического климата.
2. Создание условий для успешного самоутверждения каждого ученика
3. Развитие детского самоуправления

1-е место

22

2007

«Презентация наших достижений» (школьный проект)

1-е место

24

2007

«Движение – это здоровье» (совместный проект педколледжа и школы)

1. Популяризация здорового образа жизни.
2. Воспитание чувства ответственности, взаимоподдержки, гордости.

1-е место

27

 

 

 

 

 

 

6 класс

7 класс

8 класс

Спортивные, туристические секции

13

16

21

Художественно – эстетические школы, кружки.

4

8

8

Военно-патриотические клубы.

0

2

2

Предметные кружки, факультативы.

12

16

18

Показанные результаты позволяют говорить о динамике количественного состава и сплоченности.

Картинки по запросу картинка воспитательная работа в школе

Категория: Классное руководство | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 783 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz