MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство

"Семья, Югра, россия - всё Родина моя!"

"Семья, Югра, Россия - всё Родина моя"

Цель: Воспитание любви и уважения к родным и близким людям, патриотическое воспитание к Малой Родине и России, как базовой ценности современного общества.

Задачи:

  1. Формирование нравственного  долга детей перед родителями, гражданской ответственности  перед Родиной.
  2. Развивать способности коммуникативного общения.
  3. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

Часть 1. (разговор первый)  Я и моя семья.

Очаг семейный –

Добрый костерок

В потёмках жизни разведённый впрок,

Заблудшему  дающий направленье.

                                                                  В.Федоров

      Мы сегодня начнём нашу встречу с  разговора на тему «Всему начало – моя семья». Чтобы настроиться на этот разговор послушайте небольшой фрагмент песни «Родительский дом» (или «Крыша дома твоего»).

      Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом. Что же такое дом?  (Отвечают все по кругу)

     Слова «отчий дом», «семейный очаг», «семья», «мама», «папа»  входят в наше подсознание с первых дней нашей жизни. Семья – это великий дар, который есть к большому сожалению не у всех. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

      Из чего складывается «семейный очаг»? (ребята отвечают по желанию).

Кто разводит очаг в доме, поддерживает его горение, создаёт чистоту, порядок и уют? Давайте разведём наш очаг и согреемся у домашнего огня. У нас есть дрова, их нужно положить в камин и развести огонь. (Поочерёдно выходят учащиеся, читают надпись на дровах и отвечают:  Кто эту обязанность выполняет у вас дома?)

Из чего складывается семейное счастье? (ребята отвечает по желанию, возможно привлечение к ответу гостей)

      Каждому из нас нужно такое место, где не нужно претворяться, где тебя не обманут, где тебе будет хорошо и спокойно, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. (Показываю плакат «7 Я – моя радость».)

      Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я? (Отвечают по кругу).

Поднимите, пожалуйста, руки из присутствующих, у кого такая семья?

(семиклассница читает стихотворение)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала Земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьёт, постирает бельё.

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопрос подруга моя..?

- «Я, я, я» - Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на Земле появилась семья.

     А сейчас мы с вами идём к друг другу в гости, это путешествие мы с вами совершим виртуально с помощью фотографий, которые бережно хранятся в ваших семейных альбомах.

(Идёт слайд-фильм под песню Л.Долиной «Погода в доме»).

      Каково же происхождение слова «семья»? Давайте узнаем его этимологию (рассказывает ученик).

Древне-русский: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена».

Русский церковно-славянский: невольник, домочадец.

Латышский: семья, домочадец.

Греческий: селение.

Древне-индийский: родина, супруг(а), гражданин.

      Итак, что же такое семья  - это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведение хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Мы видим, насколько сложна социальная роль семьи в обществе.

       Давайте сейчас определим, какие семьи бывают. (учащихся разбивают на 4 группы). Вы должны придумать прилагательные к слову «Семья»:

  1. С – счастливая, славная, спортивная.
  2. Е – единая, единственная, единомыслящая.
  3. М-милая, многоликая, музыкальная.
  4. Я- яркая, ясная, языкознающая.

Пока команды работают, я проверю, как хорошо знают присутствующие пословицы и поговорки о семье. Я буду говорить начало пословицы, а вы должны их закончить:

-В гостях хорошо, а дома лучше.

-Дом вести, не бородой трясти.

-Домой пойдёшь - хлеб-соль найдёшь.

-Не красна изба углами, красна пирогами.

-В семье разлад, так и дому не рад.

-Семья без детей, что цветок без запаха.

-Не нужен клад, когда в семье лад.

      Ребята закончили свою работу, таблички вывешивают на доску и один  ученик комментирует написанное.

Учитель:

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты-внук,

За то, что-сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

                           В. Берестов.

     Опыт человечества, отражённый в христианской нравственности гласит «Почитай отца своего и мать», - это первая заповедь с обетованием. В послании апостола Павла Ефесянам сказано «почитай», а не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно, а долг требует осмысления и душевной работы. Искра тепла и уважения к старшим,  должна быть всегда сохранена в вашем сердце, в вашей душе.

Часть 2. (второй разговор) Югра – моя малая Родина. (Демонстрируется видеофрагмент «Сказание о земле Югорской»)

Учитель: Наверное, многим памятны слова древнерусского летописца, открывающие «Повесть временных лет» - древнейший из дошедших до нас летописных сводов: «Откуду есть пошла Русьская земля…» А «откуду есть пошла Угорская земля»? Точный ответ на этот вопрос дать нелегко.

(стихотворение читает семиклассница)

Цветет душничка луговая,

С волной играют муксуны.

Мелодией родного края

Мы с колыбели вспоены.

 

И небо нам отцовски ближе,

И бор таёжный – брат родной:

От молока кедровых шишек

И от тебя, хвои настой.

 

От холодов в крови терпенье,

Коль надо-жертвуем собой.

Таёжники мы,

И с рожденья

Особой мечены судьбой.                                         Андрей Тарханов

Ученик 1: (слайд-фильм) Начало Югорской земли, ее заселение и освоение людьми, уходят в далёкое прошлое, от которого совершенно не осталось письменных свидетельств. Да их просто не было. Поэтому едва ли ни единственно возможный способ проникнуть сквозь плотную пелену тысячелетий даёт нам археология, этнография и лингвистика. (Если нужно пояснить значение словарных слов).

     Время появления на севере Западной Сибири первых людей – одна из нерешённых проблем древнейшей истории. Имеющиеся данные позволяют говорить, что освоение человеком Западно-Сибирской равнины началось в плейстоцене. Это было время самого позднего оледенения, охватывавшего промежуток времени от 25-20 до 10 тысяч лет. Югра развивалась быстро и стремительно. Это явилось следствием уникального стечения внешних обстоятельств: включение Югры в систему мировой торговли пушниной и связанного с ней соперничества тюркских и славянских государств за обладанием регионом. Взятие города Сибирь в 1582г. Отрядом Ермака  означало многовековое противостояние западной и восточной цивилизации.

Учитель: Многие из присутствующих ребят и гостей либо родились в Ханты-мансийском округе, либо очень давно сюда переселились из других регионов России и зарубежья.

-А хорошо ли вы знаете свой край?

 -Скажите, какими основными богатствами издревна славится земля Югорская? Это пушнина, рыба; древесина(лес), дикоросы(грибы, ягоды, кедровые орехи); реки и озёра. (На магнитную доску вывешиваются герб ХМАО-ЮГРА).

 Учитель: Кто знает, что обозначают рисунки и цвета на гербе?

Ученик 2: Герб ХМАО представляет собой эмблему, расположенную на подкладке двух щитов, вписанных один в другой. Герб венчает корона, выполненная в стиле национального орнамента. Внешний щит обрамляет с боковых сторон две ветки кедра, соединённые внизу перевязью.

     Эмблема герба представляет собой фигуру, основанную на стилизации орнамента обских угров – двуглавая белая птица. Белизна символизирует чистоту и незамутнённость. Эмблема расположена на двухцветном щите. Левое поле – синее – цвет озера и рек, а правое – зелёное – цвет вечнозелёной тайги. Контур щита обведён золотым – цвет богатства, силы, верности и постоянства. Фигурный щит вписан в классический прямой щит,  с фигурным заострением в нижней части. Герб венчает белая корона, окантованная красным, исполненная в стиле угорского орнамента. Перевязь, связывающая ветви кедра, синего цвета. На ней белыми буквами вписан девиз смысл которого, преемственность поколений, непрерывность существования сообщества народов, населяющих эту землю. Герб округа разработали Я.Левко, Н.Токарев.

 

Учитель:  Какие народы считаются коренными? (ханты, манси,  ненцы, селькупы)

 

Ученик 3: (слайд-фильм)  С древнейших времён и надолго для аборигенов Западной Сибири основой жизнедеятельности стало присваивающее хозяйство, ориентированное на охоту и рыболовство. Они вели кочевой образ жизни. Традиционные отрасли хозяйства таёжных жителей отличает известное совершенство, что неизменно привлекало внимание путешественников и исследователей, посещавших Обь-Иртышье.

 

Учитель: Я предлагаю совершить виртуальное путешествие в школьную мастерскую национальной средней школы села Кышик.  Ребята этой школы (националы) учатся изготавливать национальные орудия лова для зверя, птицы и рыбы. Внимание на экран. (демонстрируется видеосюжет).

     Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Наиболее яркая связь окружающей природы и людей проявлялась в том, что обские народы вели происхождение своих народов от представителей животного мира: медведей, лосей, лебедей, белок и др.

     Единение с природой нашло большое отражение на предметах быта, одежде и танцах. Все движения танца хантов и манси имеют определённый смысл. Первыми для перевоплощения приглашаются мужчины. (надевается пояс со шкурой зверя) Танцуется танец «Охотников».

      Хантыйским женщинам приходилось очень много работать по хозяйству выделывать шкуры животных и рыбы, шить одежду сухожилиями северного оленя или лося, ткать полотно, изготавливать посуду, готовить еду и делать припасы из дикоросов. (девушки одевают платки на плечи и тесёмку на голову). Танцуется женский танец.

Прослушать песню о Югре. (или из песни А.Серебрякова про Югру)

 

    

Часть 3. (разговор третий).  Я гражданин России. (видеофрагмент о просторах России под песню Л.Зыкиной «Родина»)

(стихотворение читает семиклассник)

           РОДИНЕ

Мне чувство Родины

Дороже прочих чувств…

Понять его не каждому дано.

Я б без него стал немощен и пуст,

Мне без него не жить бы всё равно!

 

Россия, Родина! Я бью тебе челом!

Прими любовь сыновнюю мою!

Я твой навек, и сердцем и умом

Я, как солдат, всегда в твоём строю!                                 Всеволод Троицкий

     Учащиеся 9 класса кратко делают сообщения об основных символах государства: флаге, гимне, гербе, конституции.  После этого проводится познавательная викторина, на лучшего знатока символов страны. (Лучший знаток поощряется призом)

Ученик 4: Государственный флаг Российской Федерации  представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года. В этот день от имени царя был издан указ, объявленный из Приказа Воинских Морских Дел. Расположение полос русского флага совпало с древним пониманием строения мира: внизу – физический, плотской, выше – небесный, ещё выше – мир божественный, или переосмысливая сверху вниз – Вера, Надежда, Любовь.

Ученик 5: Гимн – это главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм – исполняют и слушают стоя. Автор слов – Сергей Михалков. Автор музыки – композитор А.Александров. Музыкальной основой стал гимн СССР созданный Александровым в 1943 году. В качестве Гимна России эта музыка впервые прозвучала в начале 2001 года.

Звучит Государственный гимн России. (присутствующие подпевают)

Ученик 6: Российская геральдика берёт своё начало из традиций родового древнерусского дворянства. На российском гербе изображена не простая птица, а двуглавый  орёл. Орёл – царь птиц, его сила и зоркость служат символом мужества и проницательности. Кроме того, Россия – одна из немногих стран мира, расположенная сразу на двух материках Европе и Азии. Поэтому одна голова обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, бьющегося со змеем. Три короны над орлом, это связь трёх дружеских народов – русских, украинцев, белорусов. Скипетр и держало в лапах орла – царские регалии.

Вопросы к игре.

  1. Российский трёхцветный флаг родился как:

А-знамя для государственных церемоний

Б-штандарт княжеской дружины

В-военно-морской флаг.

2. Российский трёхцветный флаг впервые стал символом государства:

А-при Петре 1

Б-при Павле 1

В-при Александре 1

3.Авторы музыки и текста современного гимна РФ это:

А-А.Александров, С.Михалков, Г. Эль-Регистан

Б-М.Глинка, В. Жуковский.

В-А.Александров, С.Михалков.

  1. Где, когда, в каких случаях исполняется Государственный  гимн? Как необходимо вести себя при публичном исполнении Государственного гимна? (Примерный ответ: Гимн исполняется во время торжественных церемоний: при поднятии флага, при принесении присяги президентом РФ, при открытии и закрытии заседаний сессий Федерального Собрания, при открытии памятников, при вручении наград, при встречи и проводов глав правительств, при спортивных соревнованиях. При публичном исполнении гимна РФ  выслушивают стоя, мужчины – без головных уборов.
  2. Первоначально двуглавый орёл был символом:

А-Римской империи

Б-Тевтонского рыцарского ордена

В-Княжеской дружины Юрия долгорукого

  1. Указ, в соответствии с которым двуглавый орёл стал Государственным гербом России, был издан:

А-30 ноября 1985 года М.С.Горбачёвым

Б-30 ноября 1993 года Б.Н. Ельциным

В-3- ноября 2001 В.В. Путиным.

  1. Основной закон государства называется:

А-Декларация

Б-Конституция

В-Договор

  1. По Конституции наше государство называется:

А-Российское государство

Б-Российская Федерация

В-Россия.

Учитель:

Россия! Родная Россия!

Я с детства в тебя влюблена.

Живой, благотворною силой

Полна ты от края до дна.

      Подводя итог нашего мероприятия, хочется сказать, что любовь человеческая – безгранична! Уважайте и почитайте близких вам  людей, помните, что вы являетесь сынами и дочерями земли Югорской и гражданами самой великой страны – России!

Всем участникам данного мероприятия присваивается «Почётное звание знатока земли Югорской и Российской»! (вручаются грамоты)

Классный час окончен, спасибо  за внимание!

(звучит песня о Севере)

"Семья, Югра, Россия - всё Родина моя"

 

Категория: Классное руководство | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 423 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz