MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 8 Класс

Урок "Сон и сновидения" - 8 класс

Презентация к уроку "Сон и сновидения"

Конкурсное задание  «Я иду на урок»

Тема: «Сон и его значение» - 8 класс

Цель: раскрыть  понятия «сон» и «сновидения», изучить физиологические процессы сна  и  определить его роль в жизни  человека.  Дать представления о нарушениях сна, их причинах и значение.

Задачи:

  • Образовательные: раскрыть понятие «сон» и «сновидение», изучить особенности физиологии сна, определить роль сна в жизни человека.
  • Развивающие: развитее навыка систематизации и анализа информации, логического мышления, формулировать и обосновывать свою точку зрения, логических умозаключений, формулировании гипотезы.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества и ответственности   в коллективе за результат, воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Термины и понятия

  • Сон - это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий человеку, животным, птицам, рыбам и даже насекомым.
  • Сновидение – субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна.
  • Фазы сна – неравномерные, взаимосменяющие друг друга, циклы сна, характеризующиеся определенным физиологическим состоянием организма.
  • Бессонница – расстройства сна, которое характеризуется недостаточной длительностью или качеством сна, вызванными различными причинами и факторами.

Форма проведения: урок на основе проблемного обучения, с использованием приёмов активизации мыслительной деятельность обучающихся.

Результаты:

Предметные – осмысление и понимание ключевых понятий урока «сон, сновидения, фазы сна, биологические ритмы, бесснноца», изучение физиологических параметров сна и причин сновидений, гигиена сна.

Метапредметные – понимание метафизической природы сна, формированию у обучащихся целостного  представления о биологических и геологических ритмах природы и их взаимосвязи.

Личностные -  формирование навыка работы с текстовым материалом, работы в группах и парах, формирования межличностного отношения между обучающимися, ответственное отношение к товарищам по группе.

Оборудование: персональный компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, видеоматериалы,  рисунки, схемы, карта успешности.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (2минуты).

Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Захарова Яна Валерьевна, я учитель биологии, приехала из Ханты-Мансийского района, п.Горноправдинск. Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками. Сегодня нам предстоит совместная работа по группам, усаживайтесь поудобнее, чтобы был хорошо виден экран и я.

- На ваших партах лежат карточки с номерами – это МЕНЕДЖМЕН. Поднимите руку №1, затем №2, затем №3, затем №4, одна из клеток окрашена в ярко алый цвет, это означает, что вы -  куратор группы.

- У вас есть тетради? А вы любите в них писать? - Нет и Я не люблю, уберите их в сторону. А у вас есть учебник? Да, а вы любите его читать и рассматривать? Да и я очень люблю, ведь книга-это источник знаний. Зато мы будем работать с Картой успешности. Обозначьте в карте какую оценку вы хотели бы получить сегодня на уроке и я надеюсь, что это у вас получится.

 

(слайд 1)

2. Актуализация. (2 минуты)

Учитель:

Мне снится сон, что сплю я непробудно,
что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
надежды тень навеял этот сон.

 -Ребята, что объединяет все эти произведения искусства?

Обучающиеся: На них изображены спящие люди, дети, или в состоянии сна. Учитель: Как выглядят  люди, находящиеся во сне? А вы увидели признаки сна? (расслаблены, лежат, раскинуты руки и ноги).

 (СЛАЙД 2)

     Учитель: Вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь?

Обучающиеся: О сне и его значении для человека. (записываем тему в Карту успешности).

Запишите тему урока в карту Успешности.

      Учитель: А что бы вы хотели узнать о сне?

(Слайд 3)

ПРОБЛЕМА: «Нет ничего более властного в жизни человека, как ритм. Любая функция…имеет свою постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм» (слова И.П. Павлова). На экране картинка смена Дня и Ночи. А в руках у меня будильник.

-  Как вы понимаете это высказывание и какое отношение имеет данное изображение и часы к нашей теме?

Выводим проблему урока: Сон – это биологический ритм человека, его естественная потребность.

Учитель: - Что такое биологические ритмы?

Биологические ритмы – это периодические изменения интенсивности и характера жизнедеятельности живых организмов.

- Именно о ритме сна и бодрствования пойдёт в дальнейшем речь.

(СЛАЙД 4)

3.Изучение Новой темы.

Учитель:  Человек живёт в среднем 70-75 лет из них, 20-25 лет мы спим. Долгое время считалось, что это только состояние покоя, при котором ослабляется и затормаживаются все процессы в организме. Но в 1954 году американские учёные Асеринский и Клейтман независимо друг от друга описали феномен цикличности сна. А сделали они это открытие с помощью электороэнцелогрофа – прибора, регистрирующего биотоки головного мозга.

- Что же всё-таки происходит с нашим мозгом во время сна?

  (Работа с интерактивной моделью электроэнцелографа).

    В чём же выражается феномен цикличности, обнаруженный учёными?

Обучающиеся: Открыли медленную и быструю фазы сна. (ортодоксальную и парадоксальную)

(Слайд 5) Учитель: Какие физиологические процессы протекают в фазу медленного и быстрого сна, мы узнаем из видеосюжета.

    Заполняют карту «Фишбон», на основе справочного материала и полученных знаний о физиологических процессах сна, работая в парах «плечом к плечу», куратор делает вывод: (3-5 минут)

                                                        Фазы сна

Медленный сон

Быстрый сон

75% всего времени сна (без быстрого движения глаз

 25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)

Физиологическое состояние организма

После засыпания и длится по 1-1,5 часа.

После медленного сна длится по 10-15 мин.

Снижается активность всех систем организма; мышцы  расслабляются, понижается t тела

Активизируется деятельность всех систем организма, мышцы в тонусе, повышается t тела

Психические процессы мозга

Наблюдаются разговоры во сне,  страхи и лунатизм

Сновидения. Обработка дневной информации

Вывод: Сон состоит из двух фаз: длинной и короткой, которые сменяя друг друга, приводят к восстановлению сил и отдыху.

Формулируют определение ФАЗЫ СНА – это неравномерное чередование фаз сна, с характерными физиологическими признаками..

 

РЕФЛЕКСИЯ: «КУБ». (1 минуты)

 

(Слайд 6)

4.Сновидения.   

Учитель: Почему в народе говорят: «Утро вечером, мудренее», «Что на яву деется, то во сне грезится». И даже  И. М. Сеченов утверждал: « Сноведения – это небывалые комбинации бывалых впечатлений». Получить ответ на это вопрос поможет видеофрагмент и последующее за ним задание.

 (видеофрагмент об открытиях во время сна: Менделеев, Бор, Антонов).

Работа обучающихся по карточкам.

(5 минут).

Вывод: Во время сна закрепляется и систематизируется знания и опыт, накопленные за фазу бодрствовании.

Сновидения - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего  человека.

(Слайд 7)

6. Динамическая пауза: (звучит лёгкая музыка).

Учитель: Нарушение сна встречается очень часто, причиной может быть перегрузка, утомляемость, неподвижный образ жизни. Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, снимающий напряжение перед сном.

1 – (закрыли глаза) громкий счёт (можно представить барашков).

2 – дыхание+стопа: вдыхаем через нос, поднимаем стопы вверх, выдыхаем через рот, стопы вниз.

3 – вдох и выдох: руки вверх, опустив достать до пяток.

 

 (Слайд 8)

7. Работа над информационным листом о различных нарушениях сна. (1 минута инструктаж 7 минут работа с картой).

Учитель: Во сколько вы ложитесь спать? А всегда ли получается сразу уснуть, почему? А как называется это состояние человека?

Бессонница – это нарушение сна.

     Для того чтобы вам выполнить творческую работу в виде информационного листа, выполнять задания вы в группах, куратор определяет фронт работы для каждого участника группы. Вам нужно создать информационный лист по указанной теме.  На столах лежат файлы с заданием и рабочим материалом.

1. Достаньте содержимое: в файле должно быть, я называю - вы находите и располагаете на столе:

  • Текст-информация (Приложение 1).
  • Информационный лист с перечнем вопросов, где необходимо написать ответы.
  • Алгоритм выполнения работы.
  • Картинки с изображением.

2. Приступаем к работе, а это 5-7 минут, на защиту 1 минута. Вы должны работать быстро и совместно, придерживаясь вопросов в информационном листе.   

Защита информационных листов по алгоритму и размещение на стенде. (4 минут).

 

(Слайд 9)

8. Закрепление: «Глоссарий».

- В начале урока вам был задан вопрос: «Что бы вы хотели узнать по нашей теме? Получили вы ответы на ваши вопросы? Решили вы поставленную перед вами проблему? Давайте проверим.

Составление биологического рассказа:

Неотъемлемой частью жизни является СОН- это…

Сон, является примером биологических ритмов – это…

Работу мозга можно увидеть с помощью электроэнцефалограммы – это..

Не соблюдения гигиены сна возникает бессонница – это…

 (Понятия:  СОН, СОМНОЛОГИЯ, БЕССОННИЦА, ЭНЦЕФОЛОГРАММА, БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ).

 

(Слайд 10)

9. Подведение итогов. (2 минуты)

РЕФЛЕКСИЯ «САМООЦЕНИВАНИЕ».

Учитель: Завершая наш урок, вы должны себе поставить реальную оценку? Если она у вас совпала с оценкой которую вы хотели, значит вы добились успеха.

     Ребятам предлагается выбрать цитату великих людей, которая соответствует уровню работы на уроке.

(Слайд 11)

10. Домашнее задание:(1 минута)

п.55 читать, выучить словарные слова.

Сообщения по теме: Музей сноведений Фрейда, Лунатизм, Литаргический сон.

Зайти ко мне на личную страничку и оставить отзыв об уроке.

 

Урок окончен, спасибо за совместную работу! Удачи!

 

ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!!!!! Практическая  работа: (3-4 минуты)

Учитель: Я предлагаю вам провести эксперимент. Возьмите в правую руку линейку, поднимите на высоту от второй руки на 20 см и отпустите её. Поймав линейку, запишите результат в см. Полученные результаты обсудите в группе, почему у всех ребят результаты разные (на работу в группе 1 минуты, гипотезы записать в карту).

Кураторы высказывают предположение.

(Методика практической работы: нужно приподнять линейку на рукой  отпустить, если вы поймали на начале или ближе к середине – то вы хорошо выспались, если ближе к концу или вообще не поймали, то значит не выспались. Итак, проведите исследование, результаты запишите в карту).

Вывод: если человек не выспался, то нарушается внимание и координация, он находится в заторможенном состоянии, если спал хорошо, то координация не нарушена, центры бодрствования – активны. (СЛАЙД: центры головного мозга отвечающие за сон).

 

Картинки по запросу картинки к теме сон и сновидения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: 8 Класс | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 867 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Yana_Zaharova74 • 22:12, 28.08.2017
hands  book
avatar

uCoz