Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 8 Класс |
Презентация к уроку "Сон и сновидения" Конкурсное задание «Я иду на урок» Тема: «Сон и его значение» - 8 класс Цель: раскрыть понятия «сон» и «сновидения», изучить физиологические процессы сна и определить его роль в жизни человека. Дать представления о нарушениях сна, их причинах и значение. Задачи:
Термины и понятия
Форма проведения: урок на основе проблемного обучения, с использованием приёмов активизации мыслительной деятельность обучающихся. Результаты: Предметные – осмысление и понимание ключевых понятий урока «сон, сновидения, фазы сна, биологические ритмы, бесснноца», изучение физиологических параметров сна и причин сновидений, гигиена сна. Метапредметные – понимание метафизической природы сна, формированию у обучащихся целостного представления о биологических и геологических ритмах природы и их взаимосвязи. Личностные - формирование навыка работы с текстовым материалом, работы в группах и парах, формирования межличностного отношения между обучающимися, ответственное отношение к товарищам по группе. Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, видеоматериалы, рисунки, схемы, карта успешности. Тип урока – комбинированный. Ход урока:
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, меня зовут Захарова Яна Валерьевна, я учитель биологии, приехала из Ханты-Мансийского района, п.Горноправдинск. Давайте поприветствуем друг друга добрыми улыбками. Сегодня нам предстоит совместная работа по группам, усаживайтесь поудобнее, чтобы был хорошо виден экран и я. - На ваших партах лежат карточки с номерами – это МЕНЕДЖМЕН. Поднимите руку №1, затем №2, затем №3, затем №4, одна из клеток окрашена в ярко алый цвет, это означает, что вы - куратор группы. - У вас есть тетради? А вы любите в них писать? - Нет и Я не люблю, уберите их в сторону. А у вас есть учебник? Да, а вы любите его читать и рассматривать? Да и я очень люблю, ведь книга-это источник знаний. Зато мы будем работать с Картой успешности. Обозначьте в карте какую оценку вы хотели бы получить сегодня на уроке и я надеюсь, что это у вас получится.
(слайд 1) 2. Актуализация. (2 минуты) Учитель: Мне снится сон, что сплю я непробудно, -Ребята, что объединяет все эти произведения искусства? Обучающиеся: На них изображены спящие люди, дети, или в состоянии сна. Учитель: Как выглядят люди, находящиеся во сне? А вы увидели признаки сна? (расслаблены, лежат, раскинуты руки и ноги). (СЛАЙД 2) Учитель: Вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Обучающиеся: О сне и его значении для человека. (записываем тему в Карту успешности). Запишите тему урока в карту Успешности. Учитель: А что бы вы хотели узнать о сне? (Слайд 3) ПРОБЛЕМА: «Нет ничего более властного в жизни человека, как ритм. Любая функция…имеет свою постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм» (слова И.П. Павлова). На экране картинка смена Дня и Ночи. А в руках у меня будильник. - Как вы понимаете это высказывание и какое отношение имеет данное изображение и часы к нашей теме? Выводим проблему урока: Сон – это биологический ритм человека, его естественная потребность. Учитель: - Что такое биологические ритмы? Биологические ритмы – это периодические изменения интенсивности и характера жизнедеятельности живых организмов. - Именно о ритме сна и бодрствования пойдёт в дальнейшем речь. (СЛАЙД 4) 3.Изучение Новой темы. Учитель: Человек живёт в среднем 70-75 лет из них, 20-25 лет мы спим. Долгое время считалось, что это только состояние покоя, при котором ослабляется и затормаживаются все процессы в организме. Но в 1954 году американские учёные Асеринский и Клейтман независимо друг от друга описали феномен цикличности сна. А сделали они это открытие с помощью электороэнцелогрофа – прибора, регистрирующего биотоки головного мозга. - Что же всё-таки происходит с нашим мозгом во время сна? (Работа с интерактивной моделью электроэнцелографа). В чём же выражается феномен цикличности, обнаруженный учёными? Обучающиеся: Открыли медленную и быструю фазы сна. (ортодоксальную и парадоксальную) (Слайд 5) Учитель: Какие физиологические процессы протекают в фазу медленного и быстрого сна, мы узнаем из видеосюжета. Заполняют карту «Фишбон», на основе справочного материала и полученных знаний о физиологических процессах сна, работая в парах «плечом к плечу», куратор делает вывод: (3-5 минут) Фазы сна
Вывод: Сон состоит из двух фаз: длинной и короткой, которые сменяя друг друга, приводят к восстановлению сил и отдыху. Формулируют определение ФАЗЫ СНА – это неравномерное чередование фаз сна, с характерными физиологическими признаками..
РЕФЛЕКСИЯ: «КУБ». (1 минуты)
(Слайд 6) 4.Сновидения. Учитель: Почему в народе говорят: «Утро вечером, мудренее», «Что на яву деется, то во сне грезится». И даже И. М. Сеченов утверждал: « Сноведения – это небывалые комбинации бывалых впечатлений». Получить ответ на это вопрос поможет видеофрагмент и последующее за ним задание. (видеофрагмент об открытиях во время сна: Менделеев, Бор, Антонов). Работа обучающихся по карточкам. (5 минут). Вывод: Во время сна закрепляется и систематизируется знания и опыт, накопленные за фазу бодрствовании. Сновидения - субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека. (Слайд 7) 6. Динамическая пауза: (звучит лёгкая музыка). Учитель: Нарушение сна встречается очень часто, причиной может быть перегрузка, утомляемость, неподвижный образ жизни. Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, снимающий напряжение перед сном. 1 – (закрыли глаза) громкий счёт (можно представить барашков). 2 – дыхание+стопа: вдыхаем через нос, поднимаем стопы вверх, выдыхаем через рот, стопы вниз. 3 – вдох и выдох: руки вверх, опустив достать до пяток.
(Слайд 8) 7. Работа над информационным листом о различных нарушениях сна. (1 минута инструктаж 7 минут работа с картой). Учитель: Во сколько вы ложитесь спать? А всегда ли получается сразу уснуть, почему? А как называется это состояние человека? Бессонница – это нарушение сна. Для того чтобы вам выполнить творческую работу в виде информационного листа, выполнять задания вы в группах, куратор определяет фронт работы для каждого участника группы. Вам нужно создать информационный лист по указанной теме. На столах лежат файлы с заданием и рабочим материалом. 1. Достаньте содержимое: в файле должно быть, я называю - вы находите и располагаете на столе:
2. Приступаем к работе, а это 5-7 минут, на защиту 1 минута. Вы должны работать быстро и совместно, придерживаясь вопросов в информационном листе. Защита информационных листов по алгоритму и размещение на стенде. (4 минут).
(Слайд 9) 8. Закрепление: «Глоссарий». - В начале урока вам был задан вопрос: «Что бы вы хотели узнать по нашей теме? Получили вы ответы на ваши вопросы? Решили вы поставленную перед вами проблему? Давайте проверим. Составление биологического рассказа: Неотъемлемой частью жизни является СОН- это… Сон, является примером биологических ритмов – это… Работу мозга можно увидеть с помощью электроэнцефалограммы – это.. Не соблюдения гигиены сна возникает бессонница – это… (Понятия: СОН, СОМНОЛОГИЯ, БЕССОННИЦА, ЭНЦЕФОЛОГРАММА, БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ).
(Слайд 10) 9. Подведение итогов. (2 минуты) РЕФЛЕКСИЯ «САМООЦЕНИВАНИЕ». Учитель: Завершая наш урок, вы должны себе поставить реальную оценку? Если она у вас совпала с оценкой которую вы хотели, значит вы добились успеха. Ребятам предлагается выбрать цитату великих людей, которая соответствует уровню работы на уроке. (Слайд 11) 10. Домашнее задание:(1 минута) п.55 читать, выучить словарные слова. Сообщения по теме: Музей сноведений Фрейда, Лунатизм, Литаргический сон. Зайти ко мне на личную страничку и оставить отзыв об уроке.
Урок окончен, спасибо за совместную работу! Удачи!
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ!!!!! Практическая работа: (3-4 минуты) Учитель: Я предлагаю вам провести эксперимент. Возьмите в правую руку линейку, поднимите на высоту от второй руки на 20 см и отпустите её. Поймав линейку, запишите результат в см. Полученные результаты обсудите в группе, почему у всех ребят результаты разные (на работу в группе 1 минуты, гипотезы записать в карту). Кураторы высказывают предположение. (Методика практической работы: нужно приподнять линейку на рукой отпустить, если вы поймали на начале или ближе к середине – то вы хорошо выспались, если ближе к концу или вообще не поймали, то значит не выспались. Итак, проведите исследование, результаты запишите в карту). Вывод: если человек не выспался, то нарушается внимание и координация, он находится в заторможенном состоянии, если спал хорошо, то координация не нарушена, центры бодрствования – активны. (СЛАЙД: центры головного мозга отвечающие за сон).
| |||||||||||||||
Просмотров: 2118 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
0
| |