Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство |
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Эх, путь-дорожка, фронтовая..."Пояснительная записка: 1. Цель: приобщение учащихся к истории Великой Отечественной войны. 2. Задачи:
3. Время проведения: 35 минут. 4. Участники: учащиеся 8 - 9-х классов МОУ “СОШ № 5. Ожидаемые результаты:
6. Формы и методы реализации:
7. Необходимое материально-техническое обеспечение:
Сценарий композиции Под фонограмму позывных выходят ведущие. Читают на фоне музыки: ВЕДУЩАЯ: “1941-й!” ВЕДУЩИЙ: “1945-й!” ВЕДУЩАЯ: “Мы хотим сегодня вспомнить, ВЕДУЩИЙ: “Великая Отечественная – такое название имеет эта война, унёсшая жизни более 27 миллионов советских людей”. ВЕДУЩАЯ: “Жила страна спокойно, мирно. ВЕДУЩИЙ: “Десятиклассники с улыбками на лицах, Выходит группа выпускников. Ведут диалог: ПЕРВЫЙ ЮНОША: “Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы институты закончим, взрослыми станем!” ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: “Может, кто и замуж выскочит. ВТОРОЙ ЮНОША: “Ага, или женится”. ПЕРВЫЙ ЮНОША: “Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!” ВТОРОЙ ЮНОША: “А я хочу лётчиком быть, испытателем”. ВТОРАЯ ДЕВУШКА: “А я на врача учиться пойду, зачем нам в мирное время военные профессии? Я мечтаю приносить людям добро”. ПЕРВАЯ ДЕВУШКА “А я мечтаю о любви…” Звучит фонограмма (1-й куплет песни “Фронтовой вальс”). Пары танцуют вальс. По окончании фонограммы выпускники замирают. ВЕДУЩАЯ: “Что случилось, скажи мне, ветер? ВЕДУЩИЙ: “Почему люди все на рассвете Звучит фонограмма сообщения о начале войны. После окончания фонограммы выпускники уходят со словами: ПЕРВЫЙ ЮНОША: “Я мечтал…” ПЕРВАЯ ДЕВУШКА: “Я мечтала…” ХОРОМ: “Мы мечтали…” Тихо звучит марш “Прощание славянки”. На фоне музыки – сценка прощания. Выходят девушка и юноша в солдатской форме. ЮНОША: “Уезжая на фронт, Мелодия марша звучит громче, затем снова стихает. Юноша, берёт девушку за руки и продолжает: У эшелона простимся, Юноша отпускает руки девушки, они медленно отходят друг от друга. ДЕВУШКА: “Ах, война, ВЕДУЩАЯ: “Солдаты.... Сколько их было совсем юных. Они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий летом 1941 года. Но не всем суждено было вернуться в победном 45-ом”. ВЕДУЩИЙ: “Война взломала даже демографию. ВЕДУЩАЯ: “Война кровавым рассветом перечеркнула молодость, мечты, планы на будущее… Жизнь наполнилась взрывами снарядов и воем мин, дымом пожарищ и плачем матерей”. ВЕДУЩИЙ: “Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!” - эти слова летом 1941 года стали для каждого советского человека призывом к защите своего Отечества. Весь наш народ поднялся на борьбу с врагом. Звучит фонограмма песни “Вставай, страна огромная!”. После 1-го куплета музыка начинает стихать, на фоне видеозаписи хроники начала Великой Отечественной войны звучит рассказ учащегося: “Первыми в бой за советскую землю вступили пограничники. В первый же час войны началась героическая оборона Брестской крепости. Около месяца её небольшой гарнизон сдерживал натиск гитлеровских захватчиков, изумив мир своим мужеством и невиданной стойкостью. Фашисты рассчитывали ошеломить пограничников мощным огневым ударом артиллерии, авиации, пехоты, посеять панику и взять крепость без сопротивления. Однако такой расчёт не оправдался. Всюду, где фашисты пытались штурмовать укрепления, они встречали яростное сопротивление защитников. Боевой дух наших солдат не сломили ни ураганный артиллерийский огонь, ни непрерывные бомбардировки авиации, ни танковые атаки. Крепость боролась, становясь неприступной стеной на пути врага. “Защитников крепости было немного, ВЕДУЩАЯ: “Начиная войну против Советского Союза, Гитлер планировал молниеносный разгром нашей страны, максимум за 5 месяцев. Но уже в начале войны враг получил предупреждение: не на тех напал!” ВЕДУЩИЙ: “И хотя дальше было горестное отступление наших войск, тяжёлые испытания, выпавшие на долю нашего народа, враг не смог захватить и уничтожить нашу страну”. ВЕДУЩАЯ: “1941 год занимает особое место в истории Великой Отечественной войны. Это был год не только трудных, суровых испытаний, но и год первых крупных побед наших войск над фашистами”. На фоне видеозаписи хроники Московской битвы звучит рассказ учащегося: “Событием, изменившим ход войны и укрепившим веру в нашу победу, стала битва за Москву, столицу нашей страны. В результате стремительного наступления фашистских войск осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная опасность. Одними помыслами жили советские люди в те дни – разгромить врага, отстоять столицу… “Здесь каждый дом стоит как дот, В невиданном сражении, развернувшемся на подмосковной земле, тысячи наших воинов показали стойкость, верность Родине, готовность не щадя жизни защищать каждую пядь родной земли. В боях под Москвой сержант Мирошниченко ценой своей жизни взорвал мост на подступах к столице, отрезав путь для вражеских войск. Лётчик Ковалёв направил горящий самолёт на зенитную батарею противника. Ночной таран совершил лётчик Талалихин. 28 героев-панфиловцев приняли на себя удар 50-ти немецких танков, почти все погибли, но не пропустили врага. Тогда были сказаны знаменитые слова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”. Под фонограмму боя выходит боец с забинтованной головой. БОЕЦ: “Гром и дым. Огонь и кровь. Боец уходит. Продолжается рассказ: Не дрогнули защитники Москвы, и потому отстояли столицу. А 5 декабря 1941 года, после долгих оборонительных боёв, наши войска перешли в контрнаступление. Немецкая армия, измотанная боями, неся большие потери, стала отступать. Это было первое крупное поражение фашистских войск. Гитлеровский план “молниеносной” войны потерпел крах”. ВЕДУЩИЙ: “В этом же 1941 году враг стремился захватить город Ленинград. Гитлеровское командование предполагало его полное разрушение и уничтожение жителей. Об этом прямо говорилось в дневнике генерала Гальдера: “Фюрер категорически подчёркивает, что он намерен сровнять Москву и Ленинград с землёй. Это, по его словам, можно начать осуществлять с помощью авиации…” На фоне видеозаписи хроники блокады Лениyграда звучит рассказ учащегося: “Немецко-фашистские войска были уверены в быстром захвате Ленинграда. Они заранее назначили парад своих войск на Дворцовой площади и отпечатали пригласительные билеты на офицерский банкет. Но штурмом Ленинград захватить не удалось. Встретив упорное сопротивление, враг решил сломить волю защитников Ленинграда голодом, артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Город был окружён и оказался в смертельном кольце блокады. Только узенькая ледяная трасса связывала Ленинград с внешним миром. Называли её “дорогой жизни”. От неё зависела и оборона города, и спасение жителей от голодной смерти. 900 дней длилась блокада Ленинграда. Паёк хлеба – В январе 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята. Страшным был её итог: 800 тысяч жизней. Это им посвящены слова, начертанные на мемориальной стене Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге: “Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане – мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград… Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто!” ВЕДУЩИЙ: “Надежды фашистов на “молниеносную” войну против Советского Союза рушились под упорным сопротивлением наших войск. Германии не удалось достичь своих главных целей – захватить Ленинград и Москву. Наша армия, несмотря на отступление, в тяжёлых боях изматывала врага. А в тылу противника развернулась партизанская война”. ВЕДУЩАЯ: “Партизаны… Для врага это слово было синонимом ужаса и смерти. Оно заставляло немецких солдат обливаться холодным потом от страха перед возмездием, не давая покоя в далёком тылу, за сотни километров от фронта”. ВЕДУЩИЙ: “Партизаны были везде и всюду, отважные и неуловимые. Чего только не предпринимали фашисты, чтобы задушить партизанское движение! Сжигали деревни вместе с жителями, вешали и расстреливали каждого заподозренного в сочувствии партизанам, назначали награды за головы партизан, жестоко расправлялись с ними”. ВЕДУЩАЯ: “В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18-летней москвички, партизанки Зои Космодемьянской. Она была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищево. Но, как ни стремились гитлеровцы, запугать жителей оккупированных территорий, однако сами дрожали от ужаса перед неуловимым врагом”. ВЕДУЩИЙ: “Партизаны наносили колоссальный урон войскам противника, выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи, уничтожали фашистов”. Инсценировка “Партизаны”. Выходят трое юношей в телогрейках, шапках-ушанках, с автоматами, рассаживаются, ведут разговор: 1-й партизан: “Расскажу, как я однажды за “языком” ходил. 2-й партизан: “Ну, а ты?” 1-й партизан: “Ну, а я конечным делом, 3-й партизан: “Ну, а он?” 1-й партизан: “Ну, а он ползёт по лесу, 2-й партизан: “Ну, а ты?” 1-й партизан: “Ну, а я по весу – муха, 3-й партизан: “Ну, а он?” 1-й партизан: “Ну, а он всё ближе, ближе… 2-й партизан: “Ну, а ты?” 1-й партизан: “Ну, а я решил упрямо: 3-й партизан: “Ну, а он?” 1-й партизан: “Ну, а он совсем уж рядом, 2-й партизан: “Ну, а ты?” 1-й партизан: “Тут меня и осенило! 3-й партизан: “Ну, а он?” 1-й партизан: “Куда ж деваться? Голос издали: “Отряд, подъём! Переходим на новое место!” Партизаны уходят. ВЕДУЩИЙ: “Планируя летнюю кампанию 1942 года, гитлеровское командование поставило перед своими вооружёнными силами цель: разгромить советские войска на юге, захватить Кавказ с его нефтяными промыслами и богатейшие сельскохозяйственные районы Дона и Кубани. 17 июля 1942 года оборонительными боями нашей армии началась величайшая в истории Великой Отечественной войны Сталинградская битва”. На фоне видеозаписи хроники Сталинградской битвы звучит рассказ учащегося: “Двести дней и ночей бушевала битва в междуречье Волги и Дона. Несколько раз гитлеровцы назначали сроки взятия Сталинграда. Но все попытки врага захватить город разбивались о небывалую стойкость советских воинов. Защитники города дали клятву: “Ни шагу назад!” В уличных боях железным законом наших солдат было: каждый дом – крепость, а защищающее его подразделение – непобедимый гарнизон. Ярким примером этому была 58-дневная оборона “Дома Павлова”. Фашисты подвергали небольшой гарнизон защитников бомбардировкам, артобстрелу, несчётное количество раз атаковали танками и пехотой. Но воины стояли насмерть. Они нанесли противнику огромный урон и вышли победителями. В сражении на Волге фашисты потеряли до 1,5 миллиона человек. Только в боях за “Дом Павлова” потери врага были больше, чем при взятии Парижа. Победа в Сталинградской битве ознаменовала собой начало коренного перелома на фронтах Великой Отечественной войны. “Сколько лет ни пройдёт ВЕДУЩАЯ: “Немцы называли защиту Сталинграда “бессмысленной храбростью русских”. Впервые в истории город удерживался войсками вплоть до разрушения последней стены. Пылающий, обугленный, багрово-чёрный, но не сгорающий Сталинград развеял в пепел надежды Германии на уничтожение нашей страны”. ВЕДУЩИЙ: “Летом 1943 года произошло ещё одно великое сражение – Курская битва. После него гитлеровские войска уже не смогли оправиться от поражения и перешли к отступлению”. На фоне видеозаписи хроники Курской битвы звучит рассказ учащегося: “50 суток шли кровопролитные бои на Курской дуге. Немецко-фашистская армия рассчитывала быстро сокрушить нашу оборону, применив новые танки “тигр”, “пантера” и штурмовые орудия “фердинанд”. Но враг и на этот раз просчитался. Желая за четыре дня дойти до Курска, гитлеровцы не смогли прорвать и половины наших оборонительных рубежей. Наши воины: пехотинцы, танкисты, лётчики, артиллеристы, сапёры, мужественно отстаивали каждый рубеж, наносили врагу невосполнимые потери. 12 июля в районе ранее малоизвестной Прохоровки произошло беспримерное по своему размаху встречное танковое сражение. Земля дрожала от лязга гусениц, грохота выстрелов, разрывов снарядов и бомб, воя самолётов. Горели хвалёные, новейших марок германские танки и самоходные орудия. Гитлеровцы проиграли сражение и перешли к обороне. В августе наши войска уже гнали врага на запад. “Здесь судьбы мира взвешивались строго, ВЕДУЩАЯ: “Август 1943 года. Исход войны уже не вызывал сомнений. Наши войска в ожесточённых боях показали своё превосходство, захватили стратегическую инициативу, освободили от противника огромную территорию. Однако враг ещё не был изгнан с нашей земли. Важным этапом на пути к победе стала битва за Днепр. На фоне видеозаписи хроники битвы за Днепр звучит рассказ учащегося: “Гитлеровское командование готовило мощные оборонительные укрепления на западном берегу Днепра. Гитлер заявил: “Скорее Днепр потечёт обратно, нежели русские преодолеют его”. Однако события развернулись иначе, чем планировал Гитлер и его генералы. Жестоким и кровопролитным было форсирование Днепра. Враг вёл яростные контратаки, бомбил наши переправы с воздуха, пытаясь сбросить наши войска в реку. Но, наращивая силу удара и преодолевая сопротивление гитлеровцев, наша армия форсировала Днепр и закрепилась на его правом берегу. “Ты увидел бой, Днепр отец-река. В битве за Днепр советские воины проявили массовый героизм. Почти 2,5 тысячи солдат и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза”. ВЕДУЩИЙ: “Лето 43-го – лето 44-го. Год освобождения поруганной Родины. Советский солдат с боями шёл по родной земле и видел спалённые деревни и города, разбитые заводы и заминированные дороги, вырубленные сады и чёрные, ещё дымящиеся поля. Измождённых, сгорбленных, раньше времени постаревших людей, переживших фашистскую оккупацию. ВЕДУЩАЯ: “Какое бездонное горе кругом! ВЕДУЩИЙ: “Советский солдат остро чувствовал страдания родной земли и стремительно шёл на запад, вперёд – к победе. В те дни никто из бойцов не знал, суждено ли им дойти до победного часа, остаться в живых. Но вера в победу и мысли о том, что дома их ждут родные, согревали сердца, придавали решимости идти в бой, освобождая землю от врага”. ВЕДУЩАЯ: “Самой большой радостью для солдата были письма из дома с сообщением о том, что в родном краю всё хорошо. Весточки от родных прибавляли силы и желание дожить до мирных дней… Да и сами бойцы каждую свободную минуту писали своим родным, любимым…” Инсценировка “В землянке”. Солдаты (5 человек) располагаются вокруг костра. Тихо звучит фонограмма песни “В землянке”. ВЕДУЩАЯ: “Огонёк чадит в землянке, И замолк; второй качнулся,| "Да", - ответил третий, взявшись А четвёртый, размечтавшись, "Не могу уснуть, нет мочи, - Солдаты инсценируют чтение и написание писем: 1-й (читает письмо ): “На улице полночь. Костёр догорает. 2-й (пишет письмо ): “Дорогие мои родные! 3-й: “Давно мы из дома. 4-й: “Теплее на фронте от ласковых писем. ВЕДУЩИЙ: “Летом 1944 года советские войска перешли границу, чтобы, освободив народы Европы от фашистского ига, добить армию Гитлера в её собственном логове. Озверевший, отчаявшийся враг хватался, как утопающий за соломинку, за всё, что хоть как-то может отсрочить час его поражения. Он был готов превратить города Европы в пепелища, лишь бы задержать стремительное наступление наших войск. Но всё было бесполезно…” ВЕДУЩАЯ: “В августе успешно проведённая нашими войсками Ясско-Кишинёвская операция завершилась освобождением Молдавии, а затем и Румынии. Осенью были освобождены Болгария, Чехословакия и Югославия… В январе наша армия вошла в Восточную Пруссию. Наши войска с триумфом шли на Запад”. Юноши в солдатской форме исполняют песню “Последний бой” (1,2 куплеты, припев) “Мы так давно, мы так давно не отдыхали. ВЕДУЩАЯ: “Апрель 1945 года. Советская армия – у стен Берлина. Как ждал этого часа наш народ, какую ненависть к фашизму пронесли наши солдаты по длинным военным дорогам”. ВЕДУЩИЙ: “Штурмовать Берлин! Это событие было почётным для воинов, за плечами которых остались тысячи километров фронтовых дорог. Наши солдаты и офицеры испытывали чувство гордости оттого, что дошли до фашистского логова”. На фоне видеозаписи хроники штурма Берлина звучит рассказ учащегося: “На рассвете 16 апреля 1945 года после артиллерийской подготовки при свете мощных прожекторов, ослепивших немецких солдат, наши войска начали наступление на Берлин. 25 апреля город был окружён. Начался штурм. Наша армия пробивалась к центру города, ломая отчаянное сопротивление отборных гитлеровских войск. Бои шли за каждую улицу, каждый дом. Много наших солдат погибло в Берлине. Много немцев сдавалось в плен. Чувствуя своё безвыходное положение, они бросали оружие и кричали: “Гитлер – капут, русиш – победа!”… Оплот фашизма – рейхстаг пал 1 мая. Над его куполом наши бойцы водрузили Красное знамя Победы. “…На рубежах весны четвёртой, ВЕДУЩИЙ: “Берлин пал. Гитлеровская Германия капитулировала. Долгожданная Победа была завоёвана”. ВЕДУЩАЯ: “Пришла! Дохнула свежим ветром, Звучит фонограмма песни “День Победы” (припев ). ВЕДУЩИЙ: “1418 дней и ночей разделяют две даты – 22 июня 1941 года и 9 мая 1945-го. Не все дожили до светлого праздника – Дня Победы. Но те, кто отдал жизнь свою во имя будущего родной страны, в благодарной памяти потомков останутся вечно живыми”. ВЕДУЩАЯ: “Вспомним через века, через года Склоним головы перед величием тех, кто подвигом своим приближал Победу. Прошу всех встать и минутой молчания почтить память всех, не вернувшихся с той войны”. Минута молчания. ВЕДУЩИЙ: “Прошу всех сесть”. ВЕДУЩАЯ: “Идя на подвиги, не алчут орденов. ВЕДУЩИЙ: Идя на подвиги, не ведают о том, ВЕДУЩАЯ: “Что такое подвиг? Это значит – в великом, бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя них жертвует всем, даже собственной жизнью”. ВЕДУЩИЙ: “Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны, и память о нём будет жить в веках. Ценой беззаветного мужества и огромных жертв наш народ разгромил фашизм и спас весь мир”. ВЕДУЩАЯ: “Ради жизни и во имя счастья, Фоном звучит мелодия песни “Прекрасное далёко…”. ВЕДУЩИЙ: “Солнце едино и небо едино, Поочерёдно выходят участники, построчно говоря слова: “Как хорошо влюбляться и смеяться, ВЕДУЩАЯ: “Сегодня праздник входит в каждый дом, Музыка звучит громче. Участники уходят. Литература: 1. Великая Отечественная война 1941 – 1945: Словарь-справочник М. М. Кирьянова. – М., 1985. 2. Дорога Победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне / Сост. Н. Старшинов, С. Музыченко. – М.: Советская Россия, 1980. 3. Классный руководитель, № 8 – 2004. 4. Классный руководитель, № 1 – 2005. 5. Летопись Великой Отечественной. 1941 – 1945: М.: Молодая Гвардия, 1985. 6. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5, Ч. 2, 3. – М.: Аванта, 1997. 7. Энциклопедия для детей. Т. 5: История России ХХ век // Сост. С. Исмаилова. – М.: Аванта Плюс, 1996. | |
Просмотров: 1167 | |
Всего комментариев: 0 | |