MENU
Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство

Классный час "Профессиональные дебаты" -9-10 класс

                     План-конспект профориентационного урока «Профессиональные» дебаты"

 

Цели урока:

-стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся,

-определение правильности выбора профилизации учащихся 9 класса.

Задачи урока:

-расширить представления учащихся об областях применения своих знаний, системе

образования  РФ, этапах  получения образования, в том числе профессионального,

-познакомиться с профессиями юридической и экономической направленности,

- научиться определять достоинства и недостатки профессий,

-используя свой социальный опыт, научиться составлять  профессиограмму профессий,

-воспитывать чувство уважения к работникам разных специальностей.

1. Оргмомент. Постановка проблемы

Учитель: - Поднимите, пожалуйста, руки   те, кто уже точно определился с выбором своей 

                будущей профессии. Спасибо. Таких немного.

                 - А вы все передали завучу заявления о сдаче экзаменов по выбору? 100%!  Экзамены уже выбрали, а с профессиями не определились.

                -Какие предметы вы собираетесь сдавать?

Учащиеся:  физику.

Учитель:  - Сколько человек выбрало физику? Трое.

                -Каким еще предметам вы отдали предпочтение?

Учащиеся: обществознанию, информатике, географии, биологии.

Учитель: Определим численное преимущество. (Считает, сколько человек выбрало

               остальные предметы.)   

               -Обществознание выбрали почти 50%. А вы можете назвать профессии и специальности, где могут пригодиться знания по данному предмету?                

Учащиеся: адвокат, судья, учитель обществознания, преподаватель экономики и др.

2.Проблемная ситуация. Познавательные задачи и вопросы

Учитель: -А вы можете определить достоинства и недостатки названных профессий,             выделить  этапы получения образования? \Вы знаете,  что относится к понятию «система

                образования»?

Учащиеся дают неполные  ответы.

Учитель: -Я вижу, что вы затрудняетесь в определении критериев оценки профессий,

                 вы имеете нечеткое представление об этапах образовательного процесса, вам

                 не все известно   об образовательной системе России.                              

 Учитель:- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит сегодня решить?

 Учащиеся:  -Мы должны подробнее узнать о системе образования  в России.

                    -Раз у нас нечеткие представления об этапах образования, надо эти представ-

                  ления  расширить.

                  -Мы  не умеем  правильно определить «плюсы» и «минусы» профессий. 

Учитель: -Оценочные суждения людей о достоинствах и недостатках профессий

                могут  отличаться.

3. Выдвижение гипотез

Учитель:- Как вы считаете, представители человечества больше находят в профессиях

                достоинств или недостатков?

Учащиеся -В каждой профессии есть много хорошего: уважение к хорошим специа-

               листам, зарплата, условия работы нормальные, возможность сделать карьеру.

                -Я не очень согласен с этим.  Недостатков хватает у многих

                специальностей.

Учитель: -В процессе работы мы постараемся это выяснить.

                   -У вас есть какие-нибудь идеи по поводу способа проверки наших гипотез ?

                   Как можно определить, чего мы сегодня назовем больше: недостатков профессий или их преимуществ?

Учащиеся:- Можно просто записывать кратко на листке бумаги в две колонки ,а потом    посчитать.

 .Учитель: -Давайте  начнем решать  задачи, которые мы поставили перед собой.

4. Актуализация знаний. (Получение и обработка информации. Этап 1)

Учитель: -Восполнить  часть пробелов ваших знаний о системе образования в России

               вам поможет ваша одноклассница, выполнявшая опережающее домашнее

               задание и подготовившая презентацию «Система образования в России. Этапы

               образовательного процесса.» (Приложение №1.)

Вам предлагается быть не просто пассивными слушателями и зрителями. Катя  сделала

для вас презентацию, а я придумала задания. Эти задания только один из активных

способов добычи знаний. Выполнение данных заданий развивает навыки фиксации

потока информации, умение логически мыслить.

(Просмотр презентации. Выполнение заданий. Задания -   в приложениях №2, №3.На выполнение заданий-1,2 минуты. Пока учащиеся работают, звучит музыка. Приложение №4)

 Учитель: -Давайте проверим выполнение наших заданий. Озвучьте, что у вас получилось.

                  (По мере необходимости проводится корректировка выполнения заданий.

                  Если учащиеся не справились с заполнением таблицы «Система образования

                   в России», им оказывается помощь.)

Учитель: -Давайте попробуем применить полученные знания на практике.

                -Определите, на какой стадии образовательного процесса вы находитесь?                 Учащиеся называют.      

Учитель: - А вы можете дать оценку системе образования в России?

                - Какие возможности она нам предоставляет?

                -Есть ли у этой системы недостатки? Какие? (Ответы учащихся.)

5.Актуализация знаний.(Получение и обработка информации. Этап 2.)

Учитель: Следующий этап работы будет намного сложнее. Он потребует от вас не

              только фиксировать поток информации, но и

              -аргументировать свою точку зрения,

              -приводить примеры из жизни,

             -выделять и сравнивать критерии оценки профессий, специальностей,

             -соотносить разные точки зрения на одну и ту же информацию.

Учитель: -Наступает очень важный и сложный этап работы- подготовка к «профессиональным» дебатам.  Вы, конечно, не профессионалы- политики, для которых дебаты, споры- обычное дело, но вы уже тоже умеете доказывать свои точки зрения.

                Сейчас вы внимательно просмотрите презентацию «Юридические специальности». (Приложение №5)

               Я предварительно разделю вас на 2 команды, которые мы условно

назовем  «Плюсы» и «Минусы». Каждая команда выберет лидера. .В процессе знакомства с материалами презентации вы узнаете некоторые подробности о специальностях прокурора, адвоката, судьи, нотариуса. Это профессиограммы  указанных юридических специальностей, в которых указаны экономические, производственные, психологические и другие характеристики трудовой деятельности. Команда «Плюсы» выделит преимущества указанных профессий, а команда «Минусы» попытается указать нам на недостатки. И та, и другая команды должны доказать свою точку зрения и отстоять ее в процессе дебатов. Можно использовать не только материалы презентации, но и свою собственную базу знаний. Выступающих от каждой команды не более 4 человек, каждый из которых называет  1 достоинство или недостаток, объясняет свой выбор и приводит пример. Остальные участники команд фиксируют количество плюсов и минусов профессии.

                   (Просмотр презентации и обработка информации. Подготовка команд к дебатам. Приложение №5.)

6.»Профессиональные»  дебаты.

Учитель: -Начнем наш спор о преимуществах и недостатках профессий. Для оценочной экспертизы я предлагаю выбрать две юридические специальности на ваше усмотрение.

 Учитель: -Какую юридическую специальность будем оценивать первой?

             -Какая команда начнет выступление?

  Команды выступают по очереди .Каждый выступающий называет только одну характеристику профессии, доказывает правоту своих суждений, приводит 1 пример.

Каждая юридическая специальность характеризуется по очереди. Проигравшей считается команда, у которой оказалось меньше аргументов.

Учитель: -Спасибо за участие в 1 туре дебатов. Продолжим наше знакомство с профессиями.

7.Актуализация знаний.( Получение и обработка информации. Этап 3.)

Учитель: -Вашему вниманию предлагается презентация об экономических специальностях, подготовленная Трушкиным Андреем. Для оценочной характеристики я выбрала две специальности: аудитор и менеджер. Ваши задачи остаются прежними, но команды меняются и названиями, и ролями.

(Просмотр презентации «Экономические специальности». Приложение №6.)

8.Продолжение дебатов. 2 тур. Определение команды-победителя.                       

9.Подведение итогов «профессиональных» дебатов. Проверка гипотез.

Учитель: -Помните, мы выдвигали предположения о том, каких характеристик о               профессиях мы услышим больше? Давайте сделаем вывод. Посчитаем плюсы и минусы, которые нам удалось увидеть в каждой профессии.   

                 -Как видите, несмотря на усилия команд «Минусов» в 1 и 2 турах  было названо  больше положительных  оценочных характеристик .        

Каждая из профессий играет в жизни нашего общества важную роль, к работникам любых профессий надо относиться уважительно. Они создают для нас все блага и оказывают услуги.

 - А какую роль играет профессия в жизни человека?

Давным-давно во французском городе Шартре строился собор. Троих  рабочих, возивших на тачках камни, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю проклятые камни, мозоли на руках набил!» Второй: «Обтесываю камни, зарабатываю на хлеб жене и дочкам.» Третий улыбнулся и сказал: «Я строю прекрасный собор!» И в наше время не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от нее удовлетворение и радость. Главная причина- неверно выбранная профессия. Вам необходимо: вооружиться знаниями о различных профессиях, узнать о  требованиях к работникам, изучить свои склонности, способности .Первичные навыки характеристики и оценки профессии вы получили. Желаю вам удачи в выборе профессии, а также на экзаменах, которые вы выбрали. Мне моя профессия нравится, потому что вы даете мне много положительных эмоций. В этом ее главное достоинство, в получении морального удовлетворения.

 

10.Оценка уровня активности. Итоги урока.

Учитель: - Давайте оценим наши уровни активности. Мы сделаем это с помощью простого задания на установление  соответствия. Подберите  пары из двух колонок, а также подумайте, кто из вас на каком уровне активности находился.

 

Уровни активности:                                               Примеры:

  1. несамостоятельная активность        А - поиск и отбор материала о профессиях,       составление                                             подготовка презентаций
  2. полусамостоятельная  активность    
  3. самостоятельная активность            Б- выступления на дебатах
  4. творческая активность                      В-  индивидуальные записи при просмотре

                                                                          презентаций, заполнение таблиц

                                                                      Г- выполнение несложных работ по

                                                                            просьбе учителя.

                                                                           

Приложение №1  

Приложение №2,3 

Приложение №4 (музыкальная пауза) 

Приложение №5   

Приложение №6 

                                                

Категория: Классное руководство | Добавил: Yana_Zaharova74
Просмотров: 640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

uCoz