Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » Классное руководство |
План-конспект профориентационного урока «Профессиональные» дебаты"
Цели урока: -стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся, -определение правильности выбора профилизации учащихся 9 класса. Задачи урока: -расширить представления учащихся об областях применения своих знаний, системе образования РФ, этапах получения образования, в том числе профессионального, -познакомиться с профессиями юридической и экономической направленности, - научиться определять достоинства и недостатки профессий, -используя свой социальный опыт, научиться составлять профессиограмму профессий, -воспитывать чувство уважения к работникам разных специальностей. 1. Оргмомент. Постановка проблемы Учитель: - Поднимите, пожалуйста, руки те, кто уже точно определился с выбором своей будущей профессии. Спасибо. Таких немного. - А вы все передали завучу заявления о сдаче экзаменов по выбору? 100%! Экзамены уже выбрали, а с профессиями не определились. -Какие предметы вы собираетесь сдавать? Учащиеся: физику. Учитель: - Сколько человек выбрало физику? Трое. -Каким еще предметам вы отдали предпочтение? Учащиеся: обществознанию, информатике, географии, биологии. Учитель: Определим численное преимущество. (Считает, сколько человек выбрало остальные предметы.) -Обществознание выбрали почти 50%. А вы можете назвать профессии и специальности, где могут пригодиться знания по данному предмету? Учащиеся: адвокат, судья, учитель обществознания, преподаватель экономики и др. 2.Проблемная ситуация. Познавательные задачи и вопросы Учитель: -А вы можете определить достоинства и недостатки названных профессий, выделить этапы получения образования? \Вы знаете, что относится к понятию «система образования»? Учащиеся дают неполные ответы. Учитель: -Я вижу, что вы затрудняетесь в определении критериев оценки профессий, вы имеете нечеткое представление об этапах образовательного процесса, вам не все известно об образовательной системе России. Учитель:- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит сегодня решить? Учащиеся: -Мы должны подробнее узнать о системе образования в России. -Раз у нас нечеткие представления об этапах образования, надо эти представ- ления расширить. -Мы не умеем правильно определить «плюсы» и «минусы» профессий. Учитель: -Оценочные суждения людей о достоинствах и недостатках профессий могут отличаться. 3. Выдвижение гипотез Учитель:- Как вы считаете, представители человечества больше находят в профессиях достоинств или недостатков? Учащиеся -В каждой профессии есть много хорошего: уважение к хорошим специа- листам, зарплата, условия работы нормальные, возможность сделать карьеру. -Я не очень согласен с этим. Недостатков хватает у многих специальностей. Учитель: -В процессе работы мы постараемся это выяснить. -У вас есть какие-нибудь идеи по поводу способа проверки наших гипотез ? Как можно определить, чего мы сегодня назовем больше: недостатков профессий или их преимуществ? Учащиеся:- Можно просто записывать кратко на листке бумаги в две колонки ,а потом посчитать. .Учитель: -Давайте начнем решать задачи, которые мы поставили перед собой. 4. Актуализация знаний. (Получение и обработка информации. Этап 1) Учитель: -Восполнить часть пробелов ваших знаний о системе образования в России вам поможет ваша одноклассница, выполнявшая опережающее домашнее задание и подготовившая презентацию «Система образования в России. Этапы образовательного процесса.» (Приложение №1.) Вам предлагается быть не просто пассивными слушателями и зрителями. Катя сделала для вас презентацию, а я придумала задания. Эти задания только один из активных способов добычи знаний. Выполнение данных заданий развивает навыки фиксации потока информации, умение логически мыслить. (Просмотр презентации. Выполнение заданий. Задания - в приложениях №2, №3.На выполнение заданий-1,2 минуты. Пока учащиеся работают, звучит музыка. Приложение №4) Учитель: -Давайте проверим выполнение наших заданий. Озвучьте, что у вас получилось. (По мере необходимости проводится корректировка выполнения заданий. Если учащиеся не справились с заполнением таблицы «Система образования в России», им оказывается помощь.) Учитель: -Давайте попробуем применить полученные знания на практике. -Определите, на какой стадии образовательного процесса вы находитесь? Учащиеся называют. Учитель: - А вы можете дать оценку системе образования в России? - Какие возможности она нам предоставляет? -Есть ли у этой системы недостатки? Какие? (Ответы учащихся.) 5.Актуализация знаний.(Получение и обработка информации. Этап 2.) Учитель: Следующий этап работы будет намного сложнее. Он потребует от вас не только фиксировать поток информации, но и -аргументировать свою точку зрения, -приводить примеры из жизни, -выделять и сравнивать критерии оценки профессий, специальностей, -соотносить разные точки зрения на одну и ту же информацию. Учитель: -Наступает очень важный и сложный этап работы- подготовка к «профессиональным» дебатам. Вы, конечно, не профессионалы- политики, для которых дебаты, споры- обычное дело, но вы уже тоже умеете доказывать свои точки зрения. Сейчас вы внимательно просмотрите презентацию «Юридические специальности». (Приложение №5) Я предварительно разделю вас на 2 команды, которые мы условно назовем «Плюсы» и «Минусы». Каждая команда выберет лидера. .В процессе знакомства с материалами презентации вы узнаете некоторые подробности о специальностях прокурора, адвоката, судьи, нотариуса. Это профессиограммы указанных юридических специальностей, в которых указаны экономические, производственные, психологические и другие характеристики трудовой деятельности. Команда «Плюсы» выделит преимущества указанных профессий, а команда «Минусы» попытается указать нам на недостатки. И та, и другая команды должны доказать свою точку зрения и отстоять ее в процессе дебатов. Можно использовать не только материалы презентации, но и свою собственную базу знаний. Выступающих от каждой команды не более 4 человек, каждый из которых называет 1 достоинство или недостаток, объясняет свой выбор и приводит пример. Остальные участники команд фиксируют количество плюсов и минусов профессии. (Просмотр презентации и обработка информации. Подготовка команд к дебатам. Приложение №5.) 6.»Профессиональные» дебаты. Учитель: -Начнем наш спор о преимуществах и недостатках профессий. Для оценочной экспертизы я предлагаю выбрать две юридические специальности на ваше усмотрение. Учитель: -Какую юридическую специальность будем оценивать первой? -Какая команда начнет выступление? Команды выступают по очереди .Каждый выступающий называет только одну характеристику профессии, доказывает правоту своих суждений, приводит 1 пример. Каждая юридическая специальность характеризуется по очереди. Проигравшей считается команда, у которой оказалось меньше аргументов. Учитель: -Спасибо за участие в 1 туре дебатов. Продолжим наше знакомство с профессиями. 7.Актуализация знаний.( Получение и обработка информации. Этап 3.) Учитель: -Вашему вниманию предлагается презентация об экономических специальностях, подготовленная Трушкиным Андреем. Для оценочной характеристики я выбрала две специальности: аудитор и менеджер. Ваши задачи остаются прежними, но команды меняются и названиями, и ролями. (Просмотр презентации «Экономические специальности». Приложение №6.) 8.Продолжение дебатов. 2 тур. Определение команды-победителя. 9.Подведение итогов «профессиональных» дебатов. Проверка гипотез. Учитель: -Помните, мы выдвигали предположения о том, каких характеристик о профессиях мы услышим больше? Давайте сделаем вывод. Посчитаем плюсы и минусы, которые нам удалось увидеть в каждой профессии. -Как видите, несмотря на усилия команд «Минусов» в 1 и 2 турах было названо больше положительных оценочных характеристик . Каждая из профессий играет в жизни нашего общества важную роль, к работникам любых профессий надо относиться уважительно. Они создают для нас все блага и оказывают услуги. - А какую роль играет профессия в жизни человека? Давным-давно во французском городе Шартре строился собор. Троих рабочих, возивших на тачках камни, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю проклятые камни, мозоли на руках набил!» Второй: «Обтесываю камни, зарабатываю на хлеб жене и дочкам.» Третий улыбнулся и сказал: «Я строю прекрасный собор!» И в наше время не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от нее удовлетворение и радость. Главная причина- неверно выбранная профессия. Вам необходимо: вооружиться знаниями о различных профессиях, узнать о требованиях к работникам, изучить свои склонности, способности .Первичные навыки характеристики и оценки профессии вы получили. Желаю вам удачи в выборе профессии, а также на экзаменах, которые вы выбрали. Мне моя профессия нравится, потому что вы даете мне много положительных эмоций. В этом ее главное достоинство, в получении морального удовлетворения.
10.Оценка уровня активности. Итоги урока. Учитель: - Давайте оценим наши уровни активности. Мы сделаем это с помощью простого задания на установление соответствия. Подберите пары из двух колонок, а также подумайте, кто из вас на каком уровне активности находился.
Уровни активности: Примеры:
презентаций, заполнение таблиц Г- выполнение несложных работ по просьбе учителя.
Приложение №4 (музыкальная пауза)
| |
Просмотров: 1715 | |
Всего комментариев: 0 | |