Главная » Статьи » Урочно-внеурочная деятельность » 7 Класс |
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие" Цели:
Задачи:
Тип урока: изучение нового материала. Технология развития критического мышления. План: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний. (Постановка проблемного вопроса). 3. Изучение нового материала. 3. 1. Общая характеристика Млекопитающих. 3. 1. 1. Повторить план составления характеристики класса животных. 3. 1. 2. Прочитать текст §31 стр. 157-158 3. 1. 3. Составить общую характеристику по плану. 3. 1. 4. Отметить более прогрессивные черты строения Млекопитающих. 3. 1. 5. Ответить на проблемный вопрос. 3. 2. Систематика Млекопитающих. 3. 2. 1. Подкласс Первозвери. Отряд Однопроходные. 3. 2. 2. Подкласс Настоящие звери. Отряд Сумчатые. 3. 3. Значение животных класса Млекопитающих для природы и человека. 3. 4. Охрана и рациональное использование животных класса Млекопитающие. 4. Закрепление. 5. Домашнее задание. § 31 вопросы стр. 160, таблица “Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”, повторить § 25. 6. Рефлексия. Синквейн. Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, рельефная таблица “Внутреннее строение собаки домашней”. Карта мира. Чучело утконоса. Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты “Однопроходные”, “Класс млекопитающие”, “Сумчатые” Ход урока 1. Оргмомент. 1.1. Вступительное слово о целях и задачах урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих. Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”? Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери. Правильно. Где можно встретить млекопитающих? В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе. 2. Постановка проблемного вопроса: Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика: (работаем по технологии критического мышления) 3. Изучение нового материала
Один человек у доски пишет план, другой устно отвечает по таблицам, показывает на рельефной таблице особенности строения Млекопитающих. Учитель дополняет информацию. Задание классу: сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся. У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой. 3. 1. 5. В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися? Прогрессивные черты:
Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни. 3. 2. В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др. ) и плацентарными (кошка, медведь и т. д. ). Задание классу: прочитайте текст, лежащий у вас на столе: 1 вариант – “Однопроходные”, 2 вариант – “Сумчатые”. Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: “знаю”, “узнал”, “это противоречит моим первоначальным представлениям”. Ответьте на вопросы инструктивной карточки. Две минуты на прочтение текста и две, чтобы ответить на вопросы. 3. 2. 1. Однопроходные Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами.
Инструктивная карточка Характеристика подкласса Яйцекладущих или Первозверей.
Что вы узнали об отряде Однопроходных животных? Они обитают в Австралии, размножаются откладыванием яиц, вместо губы- клюв. Что узнали нового про этих животных? Есть клоака, соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюхе, молоко детёныши слизывают, плечевой пояс как у Млекопитающих, t тела низкая от 26 до 34 ?С, есть сумка выводковая на брюхе. Что противоречило вашим представлениям? Насиживают яйца, как происходит процесс вскармливания. Ответьте на вопросы инструктивной карточки.
Синквейн по отряду Однопроходных. 3. 2. 2. Сумчатые Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рожаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт. 1. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. В начале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы. 2. Мозг очень примитивен. 3. У самок имеется две матки. Температура тела, хотя и выше, чем у однопороходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых. Инструктивная карточка Характеристика отряда Сумчатых.
Что вы знали об отряде Сумчатых животных? Обитают в Австралии, Южной и Центральной Америке, на брюхе есть сумка. Что вы узнали об отряде сумчатых животных? Детёныши рождаются слабыми и беспомощными, очень маленькими, нет плаценты, молоко само впрыскивается детёнышу в рот, мозг очень примитивен, есть две матки, t тела непостоянная. Что противоречило вашим представлениям? Молоко само впрыскивается в рот детёнышу, что мозг примитивный. Ответьте на вопросы инструктивной карточки.
Синквейн. 3.3. Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы? 1) цепь питания; 2) биоразнообразие; 3) распространение плодов и семян, опыление; 4) санитары леса; 5) регулирование численности животных. 3.3.2. Для человека? Сообщения учащихся. 3.4. Охрана и рациональное использование животного мира. Существует парадокс: Млекопитающие, более других животных эксплуатируемые человеком, более других и пострадали от него. Сообщение учащихся. 3. 5. Животные Белгородской области. Сообщение учащихся. Рисунки. 4. Закрепление. Каковы особенности строения Млекопитающих? По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы? Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими? Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими? При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник. 5. Домашнее задание. § 31, повторить § 25. Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”
6. Рефлексия. Синквейн о Млекопитающих. Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей. Теплокровные, высокоорганизованные. Самые прогрессивные животные на Земле.
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2161 | |
Всего комментариев: 0 | |